Мир потрясли кадры с затоптанным ребенком. Чтобы картинка получилась правдоподобной, камеру без оператора пускали вниз. Аппарат ловили руками. А чтобы снять ноги, топтавшие тело малыша, бегущего поднимали на брусьях и проносили над ребенком. Ботинки едва касались мальчика.
Не обошлось во время съемок и без комичного случая. Для масштабной сцены с эскадрой кораблей на день к Севастополю направился весь Черноморский флот. Выйдя на один курс с «Потемкиным», он должен был сделать выстрел в честь мятежников. Эйзенштейн сам решил отдать команду кораблям. Почетные гости на командной вышке поинтересовались у режиссера, как он собирается это сделать. «О, самым обыкновенным способом, — ответил Эйзенштейн. — Вот таким!..» Он помахал носовым платком. Конечно, «командующий» был уверен, что его не видят с кораблей. Но едва только он опустил руку, как звуки залпа прокатились над водной гладью — моряки внимательно следили в бинокли за вышкой.
Режиссер Эльдар Рязанов по-другому передавал эту историю: «Еще он [Эйзенштейн] мне рассказал историю о том, как на съемках «Броненосца «Потемкин» добился разрешения, чтобы черноморская эскадра сделала один выстрел специально для фильма — ему по сюжету нужен был этот залп. Договорились, что Эйзенштейн будет стоять возле памятника Ришелье, что наверху одесской лестницы, и по взмаху его шляпы эскадра должна шарахнуть холостыми. Но тут Эйзенштейн увидел какую-то смазливую барышню и стал ее клеить. Объясняет ей, что я, мол, режиссер, снимаю про «Потемкина», вот эскадра наготове, и она выстрелит, как только я сниму шляпу, — вот так. Он снял шляпу, и эскадра шарахнула, но ни один оператор этого не снял, потому что камеры еще не были готовы. Вранье это или нет, не могу сказать, но красиво».
Пожалуй, сегодня уже никто не скажет, какая история правда, а какая — вымысел. Но факт остается фактом: залп Черноморского флота так и не был снят на пленку. Эйзенштейну пришлось взять кадры из старой хроники, где была запечатлена иностранная эскадра.
Знаменитый финальный эпизод, когда броненосец как будто рассекает своим килем экран и «вплывает» в зал к зрителям, был найден случайно. Когда режиссер уже уехал в Москву монтировать фильм, оператор Эдуард Тиссэ с командой доснимали оставшиеся кадры. Неотснятой оставалась финальная сцена, когда броненосец с красным флагом гордо проходит сквозь строй направленных на него орудий эскадры. Однако крейсер «Коминтерн» «исполнявший роль» «Потемкина» стоял в сухом доке. Оператор применил хитрость: проложил рельсы, по которым камера на тележке наехала на крейсер, а затем переместилась под киль корабля.