Берегись автомобиля

ДЕТЕКТИВНАЯ КИНОКОМЕДИЯ
1966 год
Киностудия: Мосфильм, творческое объединение «Луч»
Режиссер: Эльдар Рязанов
Операторы: Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
Сценарий: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Жанр: комедия
Актерский состав
Иннокентий Смоктуновский
Юрий Деточкин
Олег
Ефремов
Следователь Подберёзовиков
Ольга
Аросева
Люба, невеста Деточкина
Любовь Добржанская
Мама Деточкина
Андрей
Миронов
Дима Семицветов
Евгений Евстигнеев
Режиссёр народного театра
Георгий
Жженов
Автоинспектор
Анатолий Папанов
Семён Васильевич, тесть Семицветова
О фильме
Юрий Деточкин — добрый, порядочный и отзывчивый человек. Он работает страховым агентом и имеет всего один недостаток — обостренное чувство справедливости. Совесть Деточкина не будет спокойна, пока беззаботно живут граждане, получающие нетрудовые доходы. Страховой агент избирает свою меру наказания: он угоняет у таких людей машины, а деньги от продажи переводит в детские дома.

Раскрыть преступления поручено опытному следователю Максиму Подберезовикову. На руках улики, есть свидетели, но не ясен мотив похищения автомобилей. Следствие заходит в тупик, но знакомство Подберезовикова и Деточкина в любительском театре, где оба играют в пьесе «Гамлет», меняет ход дела…

Афиша фильма «Берегись автомобиля»

«Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам»
Эльдар Рязанов
Режиссер
Глава первая, детективная...
Идея снять фильм о необычном похитителе машин пришла Рязанову после знакомства с популярной в народе легендой про человека, угонявшего автомобили у граждан, живущих на нетрудовые доходы, и передававшего деньги детским домам. Режиссер решил написать сценарий в соавторстве со своим другом, сценаристом Эмилем Брагинским. Поиски настоящего «героя своего времени» были тщетными: «Мы обращались в различные отделения милиции, в Министерство юстиции, в прочие правоохранительные организации, пока не поняли, что этого не было. Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное. Тогда мы решили развивать эту историю самостоятельно. Первым нашим поползновением было сочинить вестерн по-американски. Но поняли, что это не наш жанр, поскольку мы — комедиографы».

В творческих спорах и поисках интересных сюжетных ходов и ярких характеров работа над сценарием пронеслась незаметно. Когда текст был готов, его отнесли в Кинокомитет. Чиновники не одобрили идею кражи автомобилей, но подготовительный этап работы над фильмом с названием «Угнали машину» стартовал, начались кинопробы. Производство картины неожиданно было остановлено председателем Госкино СССР Алексеем Романовым. Начальник категорически заявил: «После выхода подобной картины советские граждане примутся угонять автомобили, фильм будет поощрять дурные инстинкты».

Соавторы решили не опускать руки. Сценарий был переделан в повесть «Берегись автомобиля», которая появилась в свет в 1964 году в журнале «Молодая гвардия». Заручившись одобрительными откликами прессы, Рязанов решил снова попытать счастье и предложил «Мосфильму» уже экранизацию повести. Вторая попытка увенчалась успехом, и картина была снова запущена в производство.

Брагинский, Э., Рязанов, Э. «Берегись автомобиля!» Киноповесть
Издательство «Искусство», 1967
Авторский дуэт
С написания сценария к фильму «Берегись автомобиля» начался яркий творческий союз Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. За четверть века совместной работы мастера кино создали такие полюбившиеся зрителям шедевры, как «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман»…

«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть „Берегись автомобиля!“. Во время работы они с удивлением обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов…», — писали в своей юмористической автобиографии Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович.

Друзья в творчестве всегда стремились к равноправию: каждый мог вычеркнуть непонравившуюся мысль, сюжетный поворот или даже одно слово героя. Было ими придумано и «правило дивана»: пока один лежал на диване и сочинял, другой всё досконально записывал под диктовку.
Расписку за роль!
В главной роли простосердечного и странноватого похитителя автомобилей режиссер изначально видел Юрия Никулина. Но плотный график зарубежных гастролей цирка не позволял актеру принять участие в съемках, да и сам он признавался: «У меня ощущение, что я это уже сыграл».

Тогда Рязанов, по собственному выражению, решил «соблазнить» Иннокентия Смоктуновского, который в то время заканчивал съемки в картине «Гамлет» и приступал к роли Ленина в двух кинофильмах. После нескольких полученных от актера телеграмм с отказом из-за постоянной загруженности и плохого состояния здоровья Эльдар Александрович направился прямиком на дачу Смоктуновского под Ленинград. Несложно представить удивление артиста, когда, проснувшись от шума, в своей комнате он увидел крупного человека в промокшем насквозь плаще. «Он не поверил своим глазам, но это не было кошмарным сном, а, как он потом сам говорил, оказалось кошмарной действительностью, — напишет в своей книге воспоминаний Эльдар Рязанов. — На Смоктуновского произвело лестное впечатление, что режиссер приехал так далеко, в скверную погоду и нашел его в этом заброшенном поселке. Но главное — ему нравилась роль Деточкина, ему действительно хотелось ее сыграть».

Потребовалось немало времени, чтобы уговорить Иннокентия Михайловича, но под конец разговора он сдался. Однако Рязанов был настороже после получения нескольких телеграмм с отказом: «Я должен показать дирекции студии бумагу. Поэтому пиши расписку с обещанием, что сыграешь Деточкина».

Пожалуй, история советского кинематографа не знает больше подобных случаев. Эта бумага, написанная рукой выдающегося актера, до сих пор хранится в архивах. В расписке сказано: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме „Берегись автомобиля“».

Фотопробы на роль Юрия Деточкина

«Он пришёл на экран сам, как личность. Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект отстранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками»
Эльдар Рязанов
Режиссер

За образ Юрия Деточкина Иннокентий Смоктуновский был награжден призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). Кроме того, он стал лучшим актером 1966 года по опросу журнала «Советский экран».

«Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно»
Римма Маркова
Актриса

Второго главного героя киноленты Рязанов охарактеризовал так: «Следователь, которому подобает быть по долгу службы твердым, решительным и непоколебимым, позволяет себе иметь человеческие слабости, то есть на поверку оказывается очень мягким, добрым, сговорчивым». Следователя Максима Подберезовикова сыграл Олег Ефремов. Актер рассматривался и на главную роль, но после кинопроб художник фильма Борис Немечек воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!». Зато «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо» актера в сочетании с самоиронией и индивидуальностью «оживили» образ следователя, сделали его запоминающимся.

В фильме «Берегись автомобиля» участвовала еще одна «звезда» — «Волга» ГАЗ-21, на которой Юрий Деточкин ушел от погони. По замыслу режиссера, машина должна была передавать чувства главного героя и его переживания. По признанию Эльдара Александровича, каскадеру Александру Микулину это удалось на все сто процентов. Автомобиль, успешно переживший все трюки фильма, позже появлялся в картинах «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Яды, или Всемирная история отравлений». Сегодня же «ветерана кино» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».

Кстати, после «Берегись автомобиля» в гараже у Ефремова тоже появилась собственная «Волга» — весьма статусный автомобиль для тех лет.

Волга ГАЗ-21 в кадре
Звездный состав
На съемках фильма родился блестящий дуэт Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Рязанов позже вспоминал: «Что касается Папанова, то уже когда картина сложилась, мне показалось, что Анатолий Дмитриевич играет чересчур ярко. Признаюсь, я хотел все его сцены переснять. Я уже был рабом жанра трагикомедии. Мне хотелось, чтобы в фильме все было не только очень смешно, но и очень серьезно. Сейчас понимаю: хорошо, что у меня на пересъемку сцен с Папановым просто не хватило времени. А ставшие знаменитыми реплики вроде „Положь птичку“ Анатолий Дмитриевич придумал прямо на площадке. Да и фразу „Тебя посодят, а ты не воруй“ сумел сказать так, что она стала еще одним афоризмом».
После выхода фильма «Берегись автомобиля» знаменитым проснулся Георгий Жженов, исполнивший роль милиционера. Многие были уверены, что в картине участвовал настоящий страж правопорядка. А сам Георгий Степанович шутил о своей работе в кино: «Вся моя жизнь — сплошная ошибка: героя, резидента и так далее. Вот… Попал в кинематограф, заразился им, променял здоровый запах манежа на запах ацетона в павильонах киностудии».
Полюбилась зрителям и Любовь Добржанская в роли мамы Деточкина (позже она исполнит роль мамы еще в одном фильме Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!»). Настоящая комсомолка 20-х годов, прямолинейная, правдолюбивая. Она занимается домашним хозяйством и до сих пор вдохновляется песней «Наш паровоз, вперед лети!».
Не менее ярким получился образ режиссера народного театра Евгения Евстигнеева. Красноречие руководителя труппы, путающего театральные подмостки с футбольным полем, запомнится всем зрителям. Вот только некоторые цитаты Евстигнеева:

***
«Развитие народного самодеятельного искусства идет вперед семимильными шагами. Веяния времени коснулись, наконец, и нас, коллективов самодеятельности. Нас стали укрупнять, создавая народные театры, можно сказать, из клубных команд формируют сборные…»

***
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?»

***
«Каждый игрок должен знать свою роль назубок, и не надо бестолково гонять по сцене. Играть надо головой!»

***
«Товарищи, зрителей полный стадион. Прошу всех на сцену!»

Стоп-кадр
В самом начале фильма голос за кадром утверждает, что никому не известно в каком городе разворачиваются события фильма. Однако сам Деточкин в одной из сцен признается, что он возвращается в Москву.

В кинофильме зрители видят Варварку, которая тогда именовалась улицей Разина, метромост между Бородинским и Новоарбатским мостами, Сретенку, улицу Ермоловой (Большой Каретный переулок), Таганскую площадь, Николоямскую улицу… В неспешной столице 60-х годов современные зрители то там, то тут узнают уголки мегаполиса.

А вот известный эпизод погони был снят на Машкинском шоссе, пересечении МКАД и Внуковского шоссе, а также на Куркинской трассе. Мастер своего дела, каскадер Александр Микулин, на полном ходу проскакивал под грузовиком-трубовозом, разворачивался на 180 градусов… Он не просто выполнял все тюрки сам, без комбинированных съемок, но и предлагал Эльдару Рязанову повторить каждый каскад вместе с ним в машине. Режиссер, не желая показаться трусом перед съемочной группой, соглашался. «Так что все автомобильные фокусы я испробовал на себе, каждый раз испытывая острое, возбуждающее чувство риска», — вспоминал потом Эльдар Александрович.

Однако не только Рязанов испытал прилив адреналина на съемках. Иннокентий Смоктуновский был вынужден научиться водить машину, а Ольге Аросевой, сыгравшей возлюбленную главного героя, пришлось даже водить троллейбус, ради чего она окончила курсы и получила профессиональный диплом водителя этого вида общественного транспорта. Актриса с улыбкой рассказывала: «На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Мне сказали: затормозишь в трех с половиной метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо ко мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила».

Итоговый вариант фильма не обошелся без «киноляпов». Когда машина Деточкина спасается от погони и въезжает на платформу грузовика, мы видим в зеркале заднего вида лицо оператора. Чтобы избежать столкновения с движущимся навстречу автобусом, преступник объезжает справа стоящий на дороге грузовик. В следующем кадре мы видим, что грузовой автомобиль стоит на обочине, а его водитель накачивает колесо, хотя мгновение назад его там не было. Во время беседы Деточкина с милиционером бордюры неожиданно меняют цвет в разных кадрах. Также зритель может найти несоответствие в автомобильных номерах машин и номере маршрута троллейбуса.

Сцена погони
50 лет спустя
Даже полвека спустя фильм «Берегись автомобиля» остается любимым у миллионов зрителей. 9 ноября 2012 года в Самаре, родном городе режиссера Эльдара Рязанова, был установлен памятник Юрию Деточкину. Главный герой фильма изображен стоя со шляпой в руке и саквояжем у ног. Таким мы видим бывшего угонщика автомобилей в финальной сцене кинокартины.

Эскиз скульптурной композиции был разработан главным художником «Новой газеты» Петром Сарухановым. Идею воплотил в жизнь член Союза художников России, скульптор Иван Мельников.

Еще одним «подарком» зрителям и создателям фильма стала колоризация киноленты в 2014 году. Эльдар Рязанов вместе с художником-постановщиком Павлом Липатовым выбирали цветовые решения. Как отмечал режиссер, колоризация «включает в себя тщательную реставрацию негатива, а дальше уже каждый зритель волен выбирать, какой из вариантов смотреть».

Памятник Юрию Деточкину
Самара, Комсомольская площадь
Цитаты из фильма
Кроссворд
Авторы
Светлана Мелина

Лада Серебрянник

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
Рязанов Э.А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — 510 с.

Рязанов Э.А. Мои друзья — артисты // Нева: журнал. — Ленинград, 1982. — №7. — С. 170.

www.culture.ru

ru.wikipedia.org