Мой ласковый и нежный зверь

МЕЛОДРАМА ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ ЧЕХОВА
1978 год
Киностудия: «Мосфильм»
Режиссер: Эмиль Лотяну
Операторы: Анатолий Петрицкий
Сценарий: Эмиль Лотяну
Композитор: Евгений Дога
Жанр: мелодрама
Актерский состав
Галина Беляева
Ольга Скворцова (Урбенина)
Леонид Марков
Пётр Егорович Урбенин
Олег Янковский
Сергей Петрович Камышев
Кирилл Лавров
Алексей Юрьевич Карнеев
О фильме
Юная дочь лесничего Ольга Скворцова, желая вырваться из нищеты, по расчету выходит замуж за богатого, но пожилого дворянина Урбенина. В день свадебного торжества девушка сбегает и признается в любви судебному следователю Камышеву, однако отказывается уезжать с ним. В сердце мужчины вспыхивает страстное чувство, но Ольга предпочитает жить с более богатым графом Карнеевым, в то время как ее законный муж спивается в одиночестве.

Осенним днем во время пикника раздается роковой выстрел. Ольга получает смертельное ранение и умирает через несколько дней, так и не раскрыв имени убийцы. Но тайное становится явным, когда Камышев приносит в редакцию повесть о тех трагических событиях…

Афиша фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
В поисках сюжета…
Молдавский режиссер Эмиль Владимирович Лотяну учился на актерском факультете школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе, окончил режиссерский факультет ВГИКа. Больше 10 лет проработал на киностудии «Молдова-фильм», а с 1973 года являлся режиссером киностудии «Мосфильм».
Всесоюзную славу в 1976 году ему принесла картина «Табор уходит в небо». После ошеломляющего успеха у маэстро наступил период творческого затишья — он искал сюжет для будущего фильма, перечитывал классику. Его внимание привлекла повесть Антона Павловича Чехова «Драма на охоте».

Интересно, что сюжет чеховской повести неоднократно ложился в основу отечественных и зарубежных фильмов. В 1918 году его экранизировал режиссер Чеслав Сабинский. В 1944 году по мотивам этого произведения американец Дуглас Серк снял «Летнюю бурю». В 1970 году появился телеспектакль «Драма на охоте» Бориса Ниренбурга, а в 1986 году свою киноверсию этой истории снял венгерский режиссер Кароли Эстергалиош.

Как вспоминал Лотяну, в своем фильме он стремился «снять пародийный слой чрезмерных страстей, сделать сценарную основу более прозрачной и легкой», при этом «оставить ощущение надвигающейся катастрофы, вечной драмы несоответствия душевных порывов и жизненных обстоятельств».

Первоначально назвать киноленту планировалось «Клетка», однако в ходе съемок был выбран другой вариант, который и стал окончательным.

А.П.Чехов, «Драма на охоте», сборник рассказов
1984 год
В кадре

«Эмиль очень осторожно подходил к выбору тех, с кем работал. Он был перфекционистом: кропотливо трудился над сценарием, тщательно искал натуру и актеров, а потом лично всем показывал, как надо играть…»
Евгений Дога
Композитор

Слева на право: Татьяна Самойлова, Одри Хепберн, Людмила Савельева
«Найти ту, которая будет напоминать Татьяну Самойлову, Одри Хепберн и Людмилу Савельеву, но иметь собственное лицо», — такое задание получили ассистенты режиссера. Поиски исполнительницы главной роли проходили в разных городах страны, но автор картины отвергал претенденток одну за другой. Наконец, в хореографическом училище Воронежа увидели подходящий типаж — 16-летнюю Галину Беляеву. После недолгих уговоров девушка согласилась передать свою фотографию режиссеру и вскоре была приглашена на кинопробы.
Лотяну во время пробных съемок игра Беляевой показалась невыразительной, но сроки сильно поджимали. Было решено начать работу и корректировать все по ходу.

По воле случая параллельно с экранной историей любви разыгралась еще одна — между режиссером и юной актрисой. Галина Беляева вспоминала: «Когда я впервые увидела Эмиля Владимировича, абсолютно не допускала мыслей, что мы можем быть с ним вместе. Но он был таким интересным и замечательным человеком, что в него нельзя было не влюбиться. Он занимался моим воспитанием не только как актрисы, но и всерьез и ненавязчиво повышал мои знания… Этот фильм стал не просто моим дебютом. Тогда я была поглощена своей первой влюбленностью и счастьем. И это было началом новой жизни…»

Когда Галина достигла совершеннолетия, пара сыграла свадьбу. Однако союз просуществовал не очень долго. В этом браке родился сын Эмиль.

В отличие от сложных поисков главной героини, с выбором актера на ведущую мужскую роль проблем Эмиль Лотяну не видел — ее сразу предложили Олегу Янковскому. Однако актер попросил время на раздумья, но в итоге согласился.

«Когда Эмиль Лотяну предложил мне роль Сергея Камышева, у меня было много сомнений. Я знал „Драму на охоте“, но, прочитав сценарий, задался вопросом: а при чем здесь Чехов? — рассказывал Янковский. — Но я также знал Лотяну по его прежним работам. К тому времени он уже снял фильм „Лаутары“ — романтическую историю о бродячих молдавских музыкантах — и „Табор уходит в небо“ со Светланой Тома. И, конечно, перспектива работать с таким художником была заманчивой. Не забывайте, тогда существовал в стране другой кинематограф. И снимать красочные сцены с цыганами, поэтическую картину со страстью, любовью было в те годы роскошью».

Кирилл Лавров, утвержденный на роль графа Алексея Карнеева, был знаком зрителям по театру и кино. Его партнером по фильму в «любовном многоугольнике» стал Леонид Марков (Петр Урбенин). Кроме того, в картине сыграли такие исполнители, как Светлана Тома, Григоре Григориу, Василий Симчич, Олег Федоров, Виктор Лазарев и другие.
Вальс века
Композитор Евгений Дога
«Мой ласковый и нежный зверь» запомнился многим зрителям именно благодаря вальсу. Мелодию к свадебному танцу сочинил композитор Евгений Дога, который уже сотрудничал с режиссером в нескольких картинах.

Лотяну любил снимать фильмы под готовую фонограмму, поэтому все так ждали музыку к одной из ключевых сцен киноленты. Однако работа композитора продвигалась очень тяжело. Он работал с архивами Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Глинки, искал партитуры вальсов 80-х годов XIX века, делал свои музыкальные наброски. Но ни один вариант его не устраивал.

В усадьбе Валуево за пару дней до начала съемок Эмиль Лотяну потребовал от композитора готовое музыкальное сопровождение свадебного танца. Композитор начал наигрывать разные мелодии, а потом вспомнил про один набросок вальса, написанный для себя. Режиссер одобрил музыкальную зарисовку и сказал, чтобы мелодия к утру была готова.

За одну ночь Дога создал свой шедевр. Сам композитор позже так вспоминал эту историю: «Для сцены свадьбы Оли и Урбенина я предложил написать вальс, а он у меня никак не получался: вроде все хорошо, но не то, что нужно Лотяну. Полгода он меня мучил. И вот настал решающий день: завтра начинаются съемки, и первая сцена — свадьба. Эмиль в 11 вечера врывается ко мне как ураган, а музыки нет. Я думал, он мне чем-нибудь запустит в голову — в такой обстановке мы с ним расстались. До утра я написал вальс».

Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Нотная графика А.Верховцев
Актеры, впервые слышавшие вальс Доги, были уверены, что это звучит мелодия прошлого века, ранее неизвестная классика. «Рассказывали, что, когда утром на съемочной площадке зазвучала эта музыка, все были поражены и просили ставить мелодию еще и еще раз. Кстати, сцена с вальсом получилась такой благодаря опять же настойчивости отца: в конце дня, когда все уже было отснято, а группа здорово устала, он вдруг заметил, что идет облако, излучающее удивительный бордовый свет. Отец заставил и актеров, и оператора подождать и снял еще один дубль, который и вошел в картину: на фоне красного неба и его отражения в воде все сияло», — вспоминает сын режиссера Эмиль Лотяну — младший.

Сам автор кинокартины утверждал, что свадебный вальс стал «живым нервом» фильм и называл его «тончайшей паутиной звуков, сотканной из грез и былей, порывов и предчувствий».

После выхода фильма в прокат вальс начал жить своей жизнью. Вот уже сорок лет его транслируют на радио и телевидении, выбирают для сопровождения спортивных и танцевальных номеров, включают на свадебных церемониях.

Вальс стал музыкальной темой на открытии Олимпийских игр в 1980 году и звучал на олимпиаде в Сочи в 2014 году. Упоминалось, что президент США Рональд Рейган назвал произведение Доги «вальсом века». А сам композитор говорил: «Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где продавали пластинки с музыкой к фильму „Мой ласковый и нежный зверь“».

Партитура к вальсу
Издательство «Союз художников»
Места съемок
Городские сцены фильма снимались в Суздале, а основным местом съемок была выбрана подмосковная усадьба Валуево, некогда принадлежавшая декабристу Владимиру Мусину-Пушкину (сейчас усадьба входит в состав Новомосковского административного округа столицы).

Зрителям уже были знакомы виды и интерьеры этого места по фильмам «Гусарская баллада» (1962), «Война и мир» (1967), «Тимур и его команда» (1976).

Однако после сьемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь» другим кинематографистам отказывали в съемках в Валуеве. Так, Александр Панкратов-Черный, который планировал снимать здесь драму «Взрослый сын», получил письмо из «Мосфильма» следующего содержания: «Мы вынуждены ответить группе отказом. Потому что работавшая у нас в прошлом году группа „Мой ласковый…“ нанесла дому отдыха громадные убытки: осталась неразобранная декорация, испорчены колонны центрального здания, не убран кустарник на съемочной площадке, посаженный группой, на острове озера не убрана декорация, попорчены зеленые насаждения».

Усадьба в начале XX века
Авторы
Светлана Мелина

Лада Серебрянник

Евгения Нечаева


Корректор

Полина Скойбеда


Городской методический центр

Источники