Курьер

ТРАГИКОМЕДИЯ ЭПОХИ ПЕРЕМЕН
1986 год
Киностудия: Мосфильм, творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов
Режиссер: Карен Шахназаров
Операторы: Николай Немоляев
Сценарий: Александр Бородянский, Карен Шахназаров
Композитор: Эдуард Артемьев
Жанр: трагикомедия
Актерский состав
Фёдор
Дунаевский
Иван Мирошников
Анастасия Немоляева
Катя Кузнецова
Олег
Басилашвили
Семён Петрович,
отец Кати
Алевтина Евдокимова
Мария Викторовна,
мать Кати
Инна
Чурикова
Лидия Алексеевна,
мать Ивана
Андрей
Вертроградов
Фёдор Иванович,
отец Ивана
Главный редактор
Светлана Крючкова
Секретарь редакции
Евдокия
Урусова
Агнесса Ивановна,
бабушка Кати
Владимир
Меньшов
Гость на дне
рождения Кати
О фильме
Советская столица времен перестройки. Молодой человек Иван Мирошников, окончив школу и не поступив в институт, решает начать свою трудовую биографию, устроившись работать курьером в журнал «Вопросы познания». По служебному поручению он оказывается в квартире профессора Семена Петровича Кузнецова, где знакомится с его дочерью Катей. Взаимный интерес, вспыхнувший поначалу, быстро гаснет. Каждый возвращается в свой привычный круг. У Кати — профессорская семья, университет и модные друзья, у Вани — неопределенное будущее, символом которого становится молодой солдат, вернувшийся с ранением домой.

Афиша фильма «Курьер»
История создания
Фильму «Курьер» предшествовала одноименная повесть режиссера Карена Шахназарова. В 1982 году ее напечатали в популярном журнале «Юность». Произведение сразу привлекло внимание критиков и читателей. Автору посыпались письма.

«И тут ко мне обратился тогда еще совсем молодой режиссер Андрей Эшпай, — вспоминает Карен Шахназаров. — Андрей сказал, что прочел повесть, она ему очень понравилась и он хочет снять по ней фильм. Я возражать не стал. Но на студии Горького „пробить“ сценарий так и не удалось. Многочисленные редакционные коллегии требовали по большей части одного: сделать героя „более социалистичным“».

Однако сценарий не пропал. Через несколько месяцев к власти пришел Михаил Горбачев. Цензура ослабла. Съемку киноленты одобрили на Мосфильме, и за дело взялся сам Карен Шахназаров вместе со сценаристом Александром Бородянским.

Карен Шахназаров

«Я просто записываю кино, о котором мечтаю»
Александр Бородянский
Сценарист

Сам сценарист отметил в одном из интервью: «Я сам — „курьер“, в его образе я вижу себя. Он просто не соответствовал правилам поведения в этом обществе. Что я делал всю жизнь и делаю до сих пор. Но я, думаю, что, несмотря на приметы времени, в картине поднята вечная тема — бунт против взрослых. А он есть в любом поколении молодежи… бунтарь всегда интересен. Хотя так бунтовать как мой герой, конечно, не каждый молодой человек сможет. Он не употребляет наркотики, не дерется — у него другая форма протеста. Он — остроумный».

На съемках фильма «Курьер»
В главных ролях

«Открыть артиста — это всегда удача, но не самоцель. Для меня не имеет значения, медийное, как нынче говорят, это лицо или малоизвестный актер. Главное, чтобы он точно подходил на роль, владел профессией и был, конечно же, талантлив»
Карен Шахназаров
Режиссер

Но поиск актера на роль юного бунтаря и его спутницы оказался непростым. Марина Зудин, Алена Хмельницкая, Оксана Фандера, Юлия Меньшова, Ирина Апексимова, Ольга Кабо, Алика Смехова, Лидия Вележева — многие молодые актрисы участвовали в кинопробах на роль дочки профессора, но режиссера они не устроили.

Анастасия Немоляева оказалась на съемочной площадке по воле случая: «С Настей получилась забавная история, — вспоминает Карен Шахназаров. — Она из киносемьи. Ее папа — Николай Владимирович Немоляев — работал со мной на „Курьере“ оператором. А Настя в это время только-только заканчивала школу, и никаких планов сниматься в кино у нее не было. Однажды мы пробовали на главную роль двух ребят; девушки, которые должны были помогать им, как говорится, „подавать реплики“, почему-то не пришли. И вдруг я вспомнил про дочку Коли Немоляева. Коля тут же позвонил Насте, попросил зайти. Она пришла и помогла парням отыграть. В результате я ее тут же утвердил на роль. А вот тех мальчишек — нет».

Начинающей актрисе было непросто, потому что на съемках присутствовал родной папа. Он нередко делал ей замечания: «Зря ты ешь мороженое! Щеки в кадре будут круглыми».

На роль Ивана Мирошникова пробовались Дмитрий Харатьян, Игорь Верник, Дмитрий Певцов и десятки других молодых людей. Однако исполнителя главной роли помогла найти Анастасия Немоляева. Она позвала на пробы своего бывшего одноклассника Федора Дунаевского.

Шахназаров сразу одобрил талантливого парня. Но не обошлось без проблем со стороны худсовета: Дунаевского посчитали профнепригодным, однако бывшие заслуги режиссера возымели действие. «Нравится — снимай, но если провалишься, пеняй на себя!», — ответили Шахназарову. А режиссер был полностью уверен в своем выборе.

Хотя сам Дунаевский признавался, что они с главным героем фильма совершенно разные. «По характеру я жесткий. А Иван — такой вяленый. И он склонен к эпатажу, что мне абсолютно было несвойственно. Я вполне сервильный, готов к любым компромиссам. Но понятно, что какие-то совпадения присутствуют. У него в фильме родители разводятся — и у меня разошлись. На этом и все, наверное… О работе грузчика я бы вряд ли помышлял: я все-таки окончил спецшколу с эстетическим уклоном. Если говорить о друзьях Ивана, то это тоже не очень моя среда…».
Дунаевский точно вжился в роль и уже с первых дней съемки начал импровизировать. Федор признавался: «Весь текст, где говорит Иван, — это мой текст. То есть сценарный текст был. Но мы снимали дубль, два, три, а он у меня не шел. Мне казались неестественными эти фразы. Я говорил: „Карен Георгиевич, не то!“ Он: „Ну скажи своими словами“. И я говорил своими словами. И все получалось».

У Ивана в фильме была отличительная черта: отсутствие эмоций на лице. Настроение и чувство героя передаются через голос. И впоследствии Дунаевский с уверенностью говорил, что 80 процентов этой роли были сделаны голосом при озвучке. Казалось бы, играть безэмоционально — испытание для актера, но Федор признавался, что на самом деле сложными оказались вокальные сцены: «Я ведь до этого семь лет учился в музыкальной школе — скрипка, труба, хор. И меня учили петь и играть хорошо! А тут надо плохо. Первый раз под треньканье на гитаре — „Траву у дома“. И второй раз — „Соловья“ Алябьева. Вот это было действительно трудно. Надо было себя ломать».

«Актер ведь — это набор инструментов — лицо, голос, голова, характер. А роль — пустая бутылка. Дальше ты ее чем-то наполняешь, какими-то своими симпатиями и антипатиями. Другое дело, что не надо с этим всем жить»
Федор Дунаевский
Исполнитель главной роли

Слава обрушилась на исполнителей главных ролей после премьеры фильма. Анастасию преследовали поклонники, пели ей серенады под окнами, дарили цветы и подарки, из Таджикистана присылали сахарные дыни. «Мы с папой жили на втором этаже, и по ночам ребята орали под окном песни под гитару. Спать было невозможно. По вечерам мне приходилось передвигаться по комнатам на четвереньках, чтобы поклонники не увидели в окно, что я дома», — вспоминала Немоляева.

Федору приходили тысячи писем. Были слухи, что председатель жюри московского международного кинофестиваля Роберт Де Ниро высоко оценил игру юноши и хотел дать ему главный приз, но советская сторона выступила против.
Актерский состав
Команда актеров была колоритной. Удачей для режиссера стало согласие Инны Чуриковой исполнять роль мамы главного героя, ведь до этого актриса снималась только в фильмах своего мужа Глеба Панфилова. Благодаря тому, что Федор умел играть на гитаре, в киноленте появился яркий эпизод исполнения мамой и сыном хита группы «Земляне» «Трава у дома».

Однако отношения между артистами складывались непросто. Дунаевский так говорил про свою экранную маму: «Она на площадке такая задумчивая, это мешает». А однажды, когда Инна Чурикова спросила у своего молодого партнера: «Как я сыграла? Точно?». Федор вместо похвалы воскликнул: «Так себя не ведут! Не верю».

А вот Анастасия Немоляева поладила с Олегом Басилашвили. Актер, сыгравший к тому времени уже около 40 ролей в кино, прекрасно подошел на роль профессора, хотя изначально Шахназаров видел отцом Кати Олега Табакова.

Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов, Алевтина Евдокимова были знакомы зрителям, а вот Владимир Смирнов, сыгравший друга Ивана Николая Базина, появился на экране впервые. Режиссер познакомился с ним в детской комнате милиции около «Мосфильма». На съемочную площадку молодой человек пришел вместе со своими дворовыми товарищами. Местные хулиганы снималась в фильме как массовка.

По воспоминаниям съемочной группы, однажды Смирнов и его друзья пропали. Оказалось, они ушли драться с бандой подростков, приехавших из другого района города. Вернулись ребята избитыми, но гордыми. Синяки загримировали, и съемки продолжились.

Иван и Базин
Кадр со съемок фильма
Камера, мотор!
По воспоминаниям съемочной группы, работа над фильмом «Курьер» проходила непросто. «Это был тяжелый труд. И психологическая атмосфера на площадке была сложной, — рассказывал Федор Дунаевский. — Меня поддерживала и помогала в чем-то только Светлана Николаевна Крючкова, с которой мы подружились и дружим до сих пор. С Олегом Валериановичем Басилашвили было легко — он такой человек с подвижной психикой, восприимчивый, отзывчивый. Остальные были равнодушны… Да и сама работа на площадке — представьте: жара тридцать градусов, вокруг огромные осветительные приборы, стоишь несколько часов, потеешь. А тебе какая-нибудь тетенька — помощник костюмера: „Ты что, потел? Воротничок грязный!"».

Однажды летом, когда все основные съемки фильмов проходили на натуре, а не в павильонах, посмотреть на работу «Мосфильма» решил будущий президент, а тогда председатель Московского комитета партии Борис Ельцин. На самой киностудии трудилась только команда «Курьера». Директор «Мосфильма» вызвал режиссера и предупредил о визите председателя горкома КПСС. Но оказалось, что Шахназаров уже закончил съемочную работу над фильмом. Делать было нечего. Срочно вызвали исполнителей главных ролей. Всё прошло как по маслу: актёры играли хорошо, оператор стоял за камерой, режиссер руководил съемочным процессом. Борис Николаевич оценил работу. Только кадров с того дня не сохранилось — камера работала «вхолостую», пленку решили не тратить.

В редакции
Кадр со съемок фильма
Москва
Дух эпохи
На съемках фильма уделяли особое внимание тому, чтобы передать эпоху, когда «подул ветер перемен» и началась перестройка. Художники много работали над имиджем главных героев. Для Анастасии Немоляевой искали костюмы по родственникам и знакомым. Так, наряд, в котором Катя приходит на первое свидание, Шахназаров взял у жены, а белый свитер для прогулки около МГУ одолжила подруга Николая Немоляева.

Федору Дунаевскому его образ не нравился: «Меня заставили надеть панаму. Хотя я сопротивлялся. Куртку навязали страшную — я бы такую в жизни не надел. Но у режиссера была задумка: Иван должен выглядеть странно. Пришлось подчиниться».

Впервые в советском кино был показан брейк-данс — танцевальное направление, которое только входило в моду среди молодежи.

Особую атмосферу фильму создавало и музыкальное сопровождение. Музыку к картине написал Эдуард Артемьев. Кроме того, в ленте прозвучали популярные композиции тех лет: «Трава у дома» группы «Земляне», «Гололед» и «Костер» группы «Машина времени», «212−85−06» группы «Аквариум», «Always Somewhere» группы «Scorpions».

Послесловие
В 2008 году фильм «Курьер» отреставрировали. Иногда появлялась информация, что картину ждет продолжение. Однако Карен Шахназаров сразу отказался работать на этом проекте. А вот Федор Дунаевский и его друг Денис Билунов мечтали возродить фильм, но зрителям до сих пор так и не удалось увидеть повзрослевшего «курьера» и узнать его судьбу спустя много лет.
Для кинолюбителей, желающих проверить свои знания, мы подготовили тест по фильму «Курьер», который можно пройти здесь
Цитаты из фильма
Авторы
Светлана Мелина

Лада Серебрянник

Виктория Разводовская

Евгения Нечаева

Городской
методический центр