12

РЕМЕЙК ЗНАМЕНИТОЙ ДРАМЫ
2007 год
Киностудия: «ТриТэ» Никиты Михалкова
Режиссер: Никита Михалков
Оператор: Владислав Опельянц
Сценарий: Никита Михалков,
Александр Новотоцкий-Власов, Владимир Моисеенко
Композитор: Эдуард Артемьев
Жанр: юридический детектив, драма
Актерский состав
Никита Михалков
Старшина скамьи, художник-любитель, офицер
Валентин Гафт
Интеллигент, чей отец прошел сталинские лагеря
Сергей Маковецкий
Учёный-физик, представитель иностранной фирмы
Сергей Гармаш
Таксист, придерживающийся националистических взглядов
Алексей Петренко
Пенсионер, ветеран труда
Юрий Стоянов
Крупный бизнесмен, генеральный директор телеканала
Сергей Газаров
Хирург, владелец частной клиники
Михаил Ефремов
Артист-певец, юморист
Алексей Горбунов
Директор кладбища
Сергей Арцибашев
Демократ-правозащитник
Виктор Вержбицкий
Инженер-строитель
Роман Мадянов
Преподаватель университета, декан
О фильме
«12» (рабочее название: «12 разгневанных мужчин») — российский полнометражный художественный фильм 2007 года режиссёра Никиты Михалкова, ремейк классической юридической драмы американского режиссёра Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин», снятого в 1957 году по одноимённой пьесе американского драматурга Реджинальда Роуза, и второго фильма по тому же сценарию, снятого в 1997 году режиссёром Уильямом Фридкиным. Именно с этой пьесы Роуза началась режиссёрская карьера Никиты Михалкова: когда-то он поставил по ней дипломный спектакль в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина.

Слоган фильма — «Для всех и про каждого…».
В центре сюжета — обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приёмного отца. «Фильм — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого».

Сюжет
Судом присяжных разбирается уголовное дело о восемнадцатилетнем чеченском юноше, обвиняемом в убийстве своего приёмного отца — офицера российской армии, воевавшего в Чечне. Присяжные заседатели, собравшиеся в спортивном зале одной из местных школ, изначально рассматривают дело формально и равнодушно — казалось бы, всё совершенно ясно. За виновность голосуют все, кроме одного, что вызывает изумление остальных присяжных. Голосующий против — учёный-электронщик (Сергей Маковецкий) рассказывает собранию свою историю — о том, как его самого, в прошлом погибавшего от пьянства, спасла жалость случайной попутчицы — в дальнейшем его жены. Он просит показать присяжным нож, которым убили офицера. При осмотре ножа, выясняется, что это — боевой американский нож, предназначенный для подразделений спецназа. Неожиданно, присяжный номер 1 показывает такой же нож, который он законно купил на рынке. При повторном голосовании против голосует ещё один присяжный — пожилой еврей (Валентин Гафт), который вспоминает кошмары холокоста и акцентирует внимание присяжных на безразличном и бездушном поведении адвоката. Дискуссия становится всё более напряжённой, и один из присяжных — русский таксист, придерживающийся националистических убеждений (Сергей Гармаш), рассуждая, пытается оказать влияние на хорошо одетого телевизионного продюсера (Юрий Стоянов), устраивая впечатляющее воссоздание ужасной сцены убийства. Однако армянин-хирург (Сергей Газаров) доказывает ему, что кавказцы традиционно владеют искусством боя холодным оружием, и мальчик вряд ли бы нанёс непрофессиональный удар ножом сверху вниз. После этого легко возбудимые и часто меняющие своё мнение присяжные изо всех сил начинают пытаться вынести окончательный вердикт. В самом центре их бурной дискуссии — задумчивый и молчаливый старшина присяжных (Никита Михалков).

Постер к фильму «12 разгневанных мужчин», 1957 года.
Это режиссёрский дебют Сидни Люмета и экранизация одноимённой пьесы Реджинальда Роуза. Современными киноведами расценивается как одна из величайших юридических картин в истории.
Большая часть действия фильма посвящена обсуждению присяжными заседателями разбираемого дела, которое дополнено рассказами присяжных о различных жизненных ситуациях, а также флешбэками из детства подсудимого в Чечне и сценами, где он находится в камере, ожидая решения присяжных. По мере того как присяжные вновь перебирают факты, становится ясно, что чеченского юношу подставили. Один за другим присяжные меняют свой голос на «невиновен».

Председатель (Никита Михалков), с самого начала поняв, что юноша невиновен, голосует за это последним. На свободе юноше, по его мнению, грозит месть подставивших его преступников. В финале картины председатель берёт чеченского юношу к себе.
Съемки
Первоначально на роль 1-го присяжного, учёного, пробовался Олег Меньшиков, которому Михалков доверял всецело, однако Меньшиков отказался, объяснив это тем, что не согласен с трактовкой образа. Разработка большинства персонажей в сценарии велась под конкретных актёров.

Фильм был снят за пять недель. Всех актёров, исполнивших роли присяжных заседателей, режиссёр взял без кинопроб. Единственное условие было — отказ от всех параллельных проектов во время съёмок, которые им были предложены. Исключением стал Валентин Гафт — Михалков позволил ему играть в театре.

Творческий союз Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна длится много лет. Адабашьян принимал участие во многих фильмах Михалкова как сценарист и художник (первый совместный фильм — «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год — художник, исполнитель роли гонца). В фильме «12» он сыграл небольшую роль судебного пристава, что было отдельно отмечено в титрах перед фильмом. Участие Адабашьяна в эпизодических ролях в фильмах Михалкова — своего рода визитная карточка этих фильмов.

Композитор Эдуард Артемьев писал музыку к большинству фильмов Никиты Михалкова. Первой их совместной работой был фильм «Спокойный день в конце войны» (1970).

Помимо прокатной версии фильма (2,5 часа), существует режиссёрская версия (3,5 часа) и расширенная режиссёрская (телевизионная) версия (4 серии по 50 минут). В ней, среди прочего, присутствует полностью вырезанный из обычной версии финальный эпизод на улице, где присяжные разъезжаются по домам, и большая сцена с диалогом демократа-правозащитника (Арцибашев) и художника (Михалков) в туалете. В этой сцене зрителю становится ясно о причинах недомолвок художника о своей профессии — оказывается, он офицер ГРУ в отставке, по-видимому участвовавший в разработке операций в Чечне по уничтожению боевиков. Телевизионная версия транслировалась на «Первом канале» в ноябре 2008 года.

Фильм предваряется фразой: «Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия. Б. Тосья». Фильм заканчивается фразой: «Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона. Б. Тосья». Судя по всему, Б. Тосья — вымышленное имя.
Авторы
Светлана Мелина
Лариса Тимофеева

Городской методический центр
Источники
www.kinopoisk.ru
www.culture.ru
ru.wikipedia.org