Формула любви

МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕЛОДРАМА
1984 год
Киностудия: Мосфильм
Режиссер: Марк Захаров
Операторы: Владимир Нахабцев
Сценарий: Григорий Горин
Жанр: комедия, мелодрама
Актерский состав
Нодар Мгалоблишвили
граф Джузеппе Калиостро
Александр Михайлов
Алексей Алексеевич Федяшев
Елена
Валюшкина
Мария Ивановна
Елена
Аминова
Лоренца, подручная графа
Семён
Фарада
Маргадон, подручный графа
Александр Абдулов
Жакоб, подручный графа
Александра Захарова
Фимка
Татьяна
Пельтцер
Федосья Ивановна
Сценарий
Сюжет этой комедии, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта развеселая компания застревает в российской глубинке, где веселит народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву.
А ведь не все знают, что у этой картины есть вполне серьезный художественный первоисточник.

В 1921 году одним из немецких издательств было опубликовано произведение с жутковатым названием «Лунная сырость». Это и было первое сочинение Алексея Толстого о Калиостро, которое писатель позже решил переименовать.

В нем Толстой вдоволь поиздевался над теософской литературой, которой тогда был увлечен высший свет. Словом, вещица получилась мрачной, и будь на то воля режиссера, имели бы мы в арсенале классический ужастик.

Но благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина вот уже больше тридцати лет мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.

Сеанс магии Калиостро
Иллюстрация из книги Лео Таксиля
«Тайны франкмасонства». 1886
История картины
Знаменитая культовая комедийно-музыкальная мелодрама вышла на экраны в декабре 1984 года. Режиссеру Марку Захарову уже не первый раз довелось работать над сценарием картины вместе с Григорием Гориным.

Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя.
Не стал изменять своим пристрастиям Марк Захаров и на этот раз, многие из привлеченных для съемок в этой картине актеров уже играли в предыдущих картинах режиссера. Вот только на главную роль был утвержден известный грузинский актер Нодар Мгалоблишвили. Его выразительные глаза с проникновенным взглядом лучше всего соответствовали тому загадочному образу Калиостро, которые хотел представить в своей экранизации режиссер. Вот только из-за заметного акцента его роль озвучивал Армен Джигарханян.
На роли двух молодых героев режиссер пригласил в то время еще студентов Щепкинского училища. Роль Марии Ивановны досталась Елене Валюшкиной, а Александру Михайлову предложили сыграть помещика Алексея Федяшева.
Татьяну Пельтцер легко узнать в тетушке Алексея. Подругу графа Лоренцу играла Светлана Аминова, а двух других импозантных помощников играли Александр Абдулов с Семеном Фарадой.

Леониду Броневому удалось на экране воссоздать очень симпатичный и запоминающийся образ доктора, который так и сыпал крылатыми цитатами. Чего только стоит его словесное описание, которое смело можно взять на заметку учителям географии: «Видел я вашу Италию, сапог сапогом».

Фимку, дворовую девицу помещика, играла дочь режиссера Александра Захарова. В роли кузнеца («Зачем нам кузнец?») утвердили Николая Скоробогатова.
Несколько слов об актёрах
Изначально актер Абдулов не должен был присутствовать в фильме «Формула любви». Его не пригласили ни на одну из ролей. Позже актер лично обратился к режиссеру с просьбой, и Гориным была под него дописана роль слуги Жакоба.
Дочь Марка Захарова Александра воплотила в жизнь образ Фимки. Отец, который не хотел, чтобы она играла в его театре, а если и брал ее, то только на задний план, без проблем предоставил эту роль. И впоследствии оказался очень доволен. Он, наконец, понял, что его дочь — хорошая актриса.
Одну из не последних ролей в картине сыграла актриса Татьяна Пельтцер. Изначально образ антипода графа Калиостро задумывался как мужской. Но, не найдя подходящей кандидатуры, Захаров с Гориным решили остановиться на актрисе. Было решено, что лучше нее никто не справится с данным образом.
Места съемок
Село Авдотьево
Съемки картины, как это бывает часто, проходили не в одном месте. В селе Авдотьино Московской области были отсняты сцены у церкви и у реки.

Подходящую усадьбу для молодого помещика Федяшева нашли в Подмосковье в Домодедовском районе в деревне Ляхово. Именно там снималась большая часть сцен, в том числе прыжки со второго этажа.

В начале 70-х годов XVI века на речке Восте восточнее с. Ильинского стояла д. Ляхово с 4-мя крестьянскими дворами, которые погибли при очередном набеге крымцев на Москву. В писцовой книге Коломны 1577−78 годов она записана как «пустошь, что была деревня» в поместье за дворянином Григорием Сидоровым.

Более века землями пустоши пользовались разные помещики, возрождение Ляхово связано с именем видного представителя древнего рода Наумовых Фёдора Васильевича. При Петре I он имел чин кригскомиссара, а позднее тайного советника и генерал-полицмейстера, был членом Сената. Впервые сельцо Ляхово упоминается в отказной книге 1699 года. При переписи 1709 года оно с двором вотчинника и четырьмя крестьянскими дворами, переведенными из Михайловского уезда, значится как новопоселённое за Ф. В. Наумовым. Этот помещик и застраивал сельцо…

В настоящее время усадьба выглядит весьма плачевно. Объект культурного наследия довели до ужасного состояния. Поговаривают, что двадцать лет назад здесь жил местный пасечник, который пробил на первом этаже огромный проем в стене, чтобы загонять внутрь свои «Жигули».

Усадьба Федяшева
Выход в прокат
Картину очень тепло приняли зрители. Во многом это связано с тем, что тяжелый мистический литературный материал создатели картины по сути превратили в легкую мелодраму с комедийным подтекстом. Картину регулярно до сих пор транслируют по многим телевизионным каналам, а зрители по-прежнему смотрят ее с большим удовольствием. Картина обязана своей огромной популярностью не только забавному сюжету, отличной режиссуре и великолепной актерской работе, но и музыке Геннадия Гладкова, которая гармонично вписалась в канву этой замечательной мелодрамы. Правда, над итальянским текстом актеры откровенно поиздевались, но их экспромт получился вполне к месту.

Стоп-кадр
Идея написать песню для слуг графа Калиостро принадлежит Александру Абдулову и Семёну Фараде. Им стало обидно за своих персонажей, и они предложили Захарову дополнить саундтрек «Формулы любви» ещё одним произведением. Режиссёр спорить не стал и попросил Гладкова сочинить что-то в духе народной итальянской музыки. Так в комедии появилась «Неаполитанская песенка», более известная под названием «Уно моменто». Записать песню оказалось отнюдь не простым делом. В итоге, вокал Абдулова одобрили, а вместо Фарады был вынужден спеть Гладков. Народ приписал авторство песни Юлию Киму, но сам бард рассказывал, что не принимал участие в работе над «Неаполитанской песней».
В середине съёмок Нодар Мгалоблишвили неожиданно сломал ногу. Он жил в гостинице «Мосфильма» и периодически развлекал себя исполнением вокальных номеров, особенно по выходным, когда съёмок не было, а московская съёмочная группа разъезжалась по домам. Однажды его пение привлекло внимание прогуливающейся под окнами женщины. Мгалоблишвили, стремясь поразить воображение незнакомки, сел на подоконник и в порыве упал со второго этажа. Когда съёмочная группа приехала после выходных, то обнаружили актёра с загипсованной ногой. С этого момента роль ног Калиостро «играли» ноги композитора Геннадия Гладкова.
Статуя Галатеи, которую оживлял Калиостро, стала заслуженной актрисой. Скульптура девушки впервые снялась в фильме «Бег», после её можно было увидеть перед Бубликовым в «Служебном романе», в бане в комедии «Старый Новый год», в гостинице в фильме «Вечерний лабиринт» и в приемной Вассы Железновой в фильме «Васса». Сейчас Галатея уже не снимается — из реквизиторской «Мосфильма» она вернулась во двор московской усадьбы Вандышниковой-Банза на Воронцовом поле, где и стояла до начала актёрской карьеры.
Экспертом по «мистическим трюкам» выступил иллюзионист Шаг-Новожилов, — рассказывает Юсуп Даниялов. — Но по ходу съемок стало ясно, что его фокусы на практике трудновыполнимы. Например, надо было, чтобы свечки от взгляда Калиостро разом погасли. Шаг-Новожилов хитро говорит: мол, я покажу на одной этот трюк, а на съемках будете делать сами. Берет свечку, в ней прожигает раскаленной спицей отверстие, туда вставляет фитиль, зажигает его и вытаскивает снизу. И как только фитиль утапливается в воске, он гаснет. Но это одна свечка. А нам требовалось, чтобы одновременно шесть свечей погасли! Мы попробовали — не получается одновременно затушить шесть свечей по его методике. Я говорю: «Марк Анатольевич, давайте я буду магом!» Взял огромную фанеру и в нужный момент во время съемок за кадром с силой махнул ею, и свечки одновременно погасли…
Постскриптум
Знаменитому фильму Марка Захарова «Формула любви», снятому по сценарию Григория Горина, в декабре 2019 года исполняется 35 лет! Вы думаете, что это просто ироническая мелодрама из жизни XVIII века по повести Алексея Толстого «Граф Калиостро»? Вы ошибаетесь… Это всенародно любимая комедия, это созвездие великолепных актеров. И еще это гениальный фильм о главном — о любви. Граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили), искавший и нашедший формулу любви, неподражаемая Федосья Ивановна (Татьяна Пельтцер), ироничный уездный доктор (Леонид Броневой), Лоренца (Елена Аминова), готовая на все, чтобы Калиостро был спокоен и счастлив, Фимка (Александра Захарова), Жакоб (Александр Абдулов), Маргадон (Семен Фарада) навсегда вошли в нашу жизнь… Смотрите фильм: вот она формула любви!

Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org

KP.RU