ИВАН ГРОЗНЫЙ

ДРАМА

1944 год


Киностудия: «Мосфильм»

Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Оператор: Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ

Сценарий: Сергей Эйзенштейн

Композитор: Сергей Прокофьев

Жанр: драма, исторический

Актерский состав
Николай
Черкасов
Иван Грозный
Михаил
Жаров
Малюта Скуратов
Амвросий
Бучма
Алексей Басманов, опричник
Михаил
Кузнецов
Фёдор Басманов, опричник, сын Алексея Басманова
Серафима
Бирман
Ефросинья Старицкая, боярыня
Павел
Кадочников
Владимир Андреевич, сын Ефросиньи Старицкой / халдей
в «пещном действе»
Александр
Мгберов
Пимен, архиепископ новгородский
Андрей
Абрикосов
боярин Фёдор Колычёв,
в дальнейшем митрополит московский Филипп
Михаил
Названов
князь Андрей
Михайлович Курбский
Людмила
Целиковская
Анастасия Романовна,
царица
Николай Михайлович Карамзин и Иван Грозный
В начале XIX века Николай Михайлович Карамзин в частном письме утверждал, что без Ивана Грозного его история будет, что «павлин без хвоста». Действительно, первый русский историк весьма постарался, создавая яркий образ царя: хорошего и добродетельного в юности и погрязшего
в «неистовом кровопийстве» «в летах мужества и старости».


В знаменитом Девятом томе своей истории он так объяснил мотивы тирании Ивана Грозного: «кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови». А единственную причину таких действий Карамзин видел в тяжелейшей травме царя после смерти первой жены.


Первая версия отечественного кинематографа
Один из первых отечественных фильмов был снят по мотивам популярной драмы А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (1909). Фильм из десяти картин, режиссерский дебют пионера кинематографа Василия Гончарова, сняли за пять тысяч рублей – приданое жены кинопромышленника Василия Тимана. Режиссер Яков Протазанов, для которого лента стала дебютом в кино, вспоминал,
что из-за ошибки оператора, не умевшего плавно крутить ручку киноаппарата, «патриарх, и стрельцы, и участники крестного хода галопировали, как
в мазурке». Полулюбительская лента вскоре была забыта, и сегодня о ней помнят только историки кинематографа. Но сам образ царя
не отпустил кинематографистов.
Вторая версия отечественного кинематографа
Спустя шесть лет на экран вышла драма «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915) режиссера Александра Иванова-Гая. Вольная экранизация оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» должна была стать сенсацией: ведь в роли царя согласился сняться сам Федор Шаляпин. Сюжет разворачивался во времена опричнины, чаще всего именно этот период жизнедеятельности царя экранизировался. Иван Грозный вел войско на Псков громить изменников, когда случайно узнавал
о незаконнорожденной дочери. Московский царь представал в фильме человеком властным и жестоким, с «беспредельным чувством владычества над людьми».
Как отмечает самарский историк Ольга Леонтьева, такой образ Ивана Грозного казался Шаляпину «более достоверным
и убедительным», а рациональная интерпретация царя как «ехидной змеи»
и «хитрюги» была отвергнута. При этом в исполнении Шаляпина царь, горько оплакивающий гибель дочери, вызывал сочувствие. Фильм не особо понравился столичной публике и критикам, поскольку, как «только исчезает образ Грозного <…> ярко выступают на сцену дефекты картины». Неудивительно, что Шаляпин зарекся сниматься в кино.
А вот провинция тепло принимала великого актера в образе Грозного: вероятно, такой царь в большей степени соответствовал стереотипным представлениям. Любопытно, что в картине состоялся дебют пятнадцатилетнего Михаила Жарова, который снялся в массовке
в роли опричника; через 30 лет актер уже «возглавил» опричнину, сыграв самого Малюту Скуратова.

В первые годы советской власти Иван Грозный трансформировался
из исключительного тирана в типичного мракобеса. В годы нэпа вышла кинодрама «Крылья холопа» (1926) режиссера Юрия Тарича
по сценарию Виктора Шкловского и Константина Шильдкрета. Талантливый самоучка Никита Выводков всю жизнь мечтал изобрести крылья и полететь. За свою идею в царстве Ивана Грозного
(в эпизодической роли царя снялся актер МХАТа Леонид Леонидов)
он подвергался жестоким пыткам.
Полноценная экранная жизнь Ивана IV началась со знаменитой дилогии Сергея Эйзенштейна
С середины 1930-х сталинское руководство выстраивало новый исторический пантеон,
в котором Ивану Грозному отводилась роль создателя московского централизованного государства. Несколько раз переиздавались труды апологета царя историка Роберта Виппера, утверждавшего, что «неудачи внешней войны, кровопролития войны внутренней – борьба с изменой – заслонили уже для ближайших поколений военные подвиги и крупные централизаторские достижения царствования Грозного». Донести
до масс новую установку должны были мэтры советской культуры: Алексею Толстому, памятуя его опыт с Петром I, поручили написать пьесу, а Эйзенштейну – снять двухсерийное биографическое кино.

В конце 1930-х годов режиссер предлагал руководству советской кинематографии различные идеи для экранизации. Больше всего его увлекало «Дело Бейлиса» (скандальный процесс киевского еврея, обвиненного в убийстве христианского мальчика). Однако Эйзенштейну передали слова Сталина о нецелесообразности постановки и было обращено внимание на личность Ивана Грозного. Андрей Жданов, который в Политбюро курировал кинематограф, обещал Эйзенштейну любую помощь:
в консультанты предоставить академиков, а в качестве соавторов сценария – маститых писателей Леонида Леонова или Петра Павленко (соавтор сценария «Александра Невского»). Сергей Михайлович «предложение» высшего политического руководства принял, но предпочел самостоятельную работу.
История создания фильма
С начала 1941 года Эйзенштейн начал собирать материал. В Историческом музее он изучал предметы быта и костюмы XVI века; в Третьяковской галерее – картины, иконы и скульптурные изображения Грозного. Однажды даже просил смотрителей оставить его на некоторое время одного в храме Василия Блаженного. В фонде Эйзенштейна в РГАЛИ сохранилось 156 фотографий русской мебели, посуды
и церковной утвари и 270 фотографий оружия.

«Создавая образ Грозного в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды,
из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт
по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием».

Сергей Эйзенштейн
Режиссёр фильма
1942 – Актер Н. Черкасов в роли Ивана Грозного
с Сергеем Эйзенштейном
В своих записях этого периода режиссер сформулировал для себя концепцию фильма: «Твердое государство внутри – база твердого государства международного. Тогда надо кончать Ливонией, выходом к морю». Так режиссер обобщил оценки историков, стремящихся найти в политике Грозного рациональное зерно.

Эйзенштейна очень увлекала фигура царя, он изучал исторические книги и тексты самого Грозного, читал знаменитые письма
Курбскому и сборники народных песен XVI–XVII веков. Еще, конечно, Эйзенштейна прельщала возможность снять большой исторический фильм для миллионной аудитории.
Работа над сценарием
К апрелю 1941 года Эйзенштейн написал верлибром первый вариант литературного сценария и уже начинал подбирать актеров. Однако все планы изменила Великая Отечественная война. Режиссер эвакуировался вместе с «Мосфильмом» в Алма-Ату, где продолжил работу над сценарием. Текст, по его словам, постепенно начал прорастать,
как «мешок картошки на теплой кухне», «массой маленьких эпизодов, реплик, ремарок».
К концу первого военного года двухсотстраничный сценарий был готов. Виктор Шкловский утверждал, что он был «работой противоречивой, спорной и очень тщательной», с «очень сложными, открытыми и договоренными» примечаниями. Сценарий был направлен для утверждения в Москву, где на много месяцев застрял. Красная армия наступала на всех фронтах, и вряд ли Сталин или Жданов имели время
на изучение толстенных исторических фолиантов.

В июне 1942 года Эйзенштейн получил замечания по литературному сценарию.
Их было всего три: критиковался постоянный мотив «одиночества Ивана»; указывалось, что «близость Ивана Грозного народу» «антиисторична»; было обращено внимание
на некоторые исторические неточности.
В сентябре 1943 года Эйзенштейн получил рецензию вождя на свой сценарий

«Сценарий получился неплохой. Т. Эйзенштейн справился
с задачей. Иван Грозный как прогрессивная сила своего времени и опричнина как его целесообразный инструмент вышли неплохо. Следовало бы поскорее пустить в дело сценарий».

Интересно, что Сталин просит «пустить в дело» сценарий, хотя фильм уже
полгода находится в производстве. Опустим подробности тяжелейших съемок
в неприспособленных помещениях, в отсутствие многих сотрудников и актеров,
дефицит качественной пленки и то, что Эйзенштейн из-за тяжелого климата
Казахстана постоянно болел. В конце декабря 1944 года первая серия фильма была готова.

В первой серии фильма Иван показан в разгар своей реформаторской деятельности
и военных побед. Уже первый титр фильма гласил:

«Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну, о Московском князе, который
из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств
создал единое мощное государство».
Подбор актёров
Картина стала выдающимся художественным произведением, а образ Ивана в картине получился мощным и глубоким. Так, Черкасов великолепно сыграл трагичный эпизод болезни царя, когда от него отвернулись все ближайшие сподвижники.

Для сцены с королевой Елизаветой I Сергей Эйзенштейн хотел позвать своего друга, режиссера Михаила Ромма. К сожалению, сниматься ему запретил Комитет кинематографии – там не могли допустить, чтобы Глава художественных фильмов играл женщину.

На роль Ефросиньи Старицкой Эйзенштейн позвал Фаину Раневскую. Однако пробы так
и не назначил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола
и пробы? Будет мне очень это горестно, т.к. я люблю Вас,
Грозного и Ефросинью!»писала Раневская. Утверждать актрису на эту роль
не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков.
Образ Малюты Скуратова
Когда драматург Виктор Шкловский пытался убедить его исправить образ Малюты Скуратова, режиссер недовольно сказал:

«Историю всегда знают по кинокартинам. Когда-нибудь появится дом «Матери
и Малюты».

Но заканчивался фильм одним из самых эффектных кадров в истории кинематографа – бесконечная вереница людей с иконами, пришедших просить Ивана вернуться на царство,
на фоне профиля постаревшего царя.

7 декабря 1944 года собрался Большой художественный совет Государственного комитета по кинематографии, который должен был определить судьбу картины. Замечу: мнение Сталина о фильме было неизвестно. Первые выступавшие критиковали картину. Актер Алексей Дикий заявил: «Все актеры играют плохо».
С ним были солидарны актеры Борис Бабочкин и Борис Чирков.
Поэт и журналист Константин Симонов не увидел в герое Черкасова «человеческого», а только «политико-исторические тенденции». Правда, у картины нашлись авторитетные защитники, прежде всего знаменитые режиссеры: В.И. Пудовкин, Г.В. Александров, И.А. Пырьев, И.А. Савченко. Окончательный вердикт спустя некоторое время вынес Сталин: он потребовал включить авторов в число лауреатов Сталинской премии первой степени.
Съемки фильма
Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате – туда эвакуировали «Мосфильм». Декорации строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника – чия. Эскизы костюмов режиссер делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд.

Из Москвы возили реквизит – златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари. Предметы для фильма собирали и по Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал: «Сергей Михайлович приходил к нам
с художником Шпинелем, разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял нам значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».
В январе 1945 картина вышла в прокат
Съемки завершили в 1944 году, а 20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник». Фильм имел ошеломляющий успех.

После московской премьеры последовало триумфальное шествие ленты по европейским экранам. 1946 год начался для Эйзенштейна великолепно. Творческий коллектив Ивана Грозного получил Сталинскую премию, но буквально через несколько дней после награждения Эйзенштейна сразил обширный инфаркт.

ТЕЛЕГРАММА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА
_______________

«ИВАН ГРОЗНЫЙ» – ВЕЛИЧАЙШИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, КОГДА-ЛИБО СОЗДАННЫЙ».

Михаил Ромм позже утверждал, что это была картина о «трагедии тирании.
В ней нет грубых исторических параллелей, но они ощущаются во всем строе
<…> в подтексте каждого эпизода». В этом смысле Эйзенштейн во второй серии отошел от более рационального образа царя, созданного в трудах историков XIX века, и вернулся к образу тирана, восходящему к Карамзину. Даже перелом
в личности царя происходит в тот момент, когда он узнает, что любимая жена Анастасия отравлена Старицкими.
Почему картина Репина исчезла из иллюстраций школьных учебников?
Одним из постоянных мотивов творчества Эйзенштейна были гибнущие по воле рока дети (от эпизода «Потемкинская лестница» до «Бежина луга» и замысла фильма о «Деле Бейлиса»). В фильме мотив зашифрован в линии Владимира Старицкого, невинного дитяти-дурачка, который становится невинной жертвой козней Ивана Грозного. В этом случае Эйзенштейн опирался на образ Ивана Грозного в исторической памяти как царя-детоубийцы, заменив убитого сына на двоюродного брата. Однако нельзя не согласиться
с Ольгой Леонтьевой: «Образ Грозного как царя-детоубийцы <…> явно приобретал актуальное политическое содержание: деспот убивает своих детей, деспотизм губит будущее страны». Подобные аллюзии не могли быть одобрены Сталиным, при нем гениальная картина Репина исчезла из иллюстраций школьных учебников.

Даже Карамзин в заключении своего Девятого тома был вынужден признать:
«история злопамятней народа, добрая слава царя пережила
его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… народ
в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтя в нем знаменитого
виновника нашей государственной силы».

В начале 1950-х возник план по пересъемке советской киноклассики в цвете: готовились новые фильмы об Александре Невском, Петре I, Кутузове. Нового «Ивана Грозного» должен был снимать великий комедиограф Иван Пырьев.
Полезные ссылки

Лекция Владимира Мединского
«Иван IV в сказаниях иностранцев XVI-XVII веков: утверждение стереотипов»
https://www.culture.ru/movies/3445/ivan-iv-v-skazaniyakh-inostrancev-xvi-xvii-vekov-utverzhdenie-stereotipov

Лекция доктора исторических наук, академика РАО Сигурда Шмидта посвящена Ивану Грозному
https://www.culture.ru/movies/247/ivan-groznyi-glazami-sovremennikov

Рассказ Наума Клеймана о фильме «Иван Грозный»
https://youtu.be/45EF9Gc-EEE

А ТАК ЖЕ:
http://gefter.ru/archive/19899
https://youtu.be/VOBgQK6bsv0
https://www.culture.ru/s/vopros/groznyi/
https://www.culture.ru/s/vopros/biblio-groznyi/
https://www.culture.ru/s/vopros/kartina-groznyi/
https://www.culture.ru/books/489/car-fedor-ioannovich
http://grachev62.narod.ru/stalin/t18/t18_200.htm
Авторы
Светлана Мелина
Лариса Тимофеева
Юлия Семёнова

Городской методический центр
Источники
kinopoisk.ru
culture.ru
ru.wikipedia.org