ИВАНОВО ДЕТСТВО

ВОЕННАЯ ДРАМА
1962 год

Киностудия: «Мосфильм»,
Режиссер: Андрей Тарковский
Оператор: Вадим Юсов
Сценарий: Михаил Папава, Владимир Богомолов
Композитор: Вячеслав Овчинников
Жанр: военная драма

Первая полнометражная работа Андрея Тарковского, получившая главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», и надолго укоренившаяся в истории советского кино как одна из наиболее полемичных лент о Великой Отечественной войне благодаря своему сложносоставному новаторскому киноязыку и противоречивому портрету главного героя.
История создания фильма
Именно этот фильм принес Андрею Тарковскому мировую известность. Он был вторым режиссером, который работал над экранизацией повести Владимира Богомолова «Иван». Сначала режиссером картины был Эдуард Абалов, но сам сценарий и режиссерская задумка фильма вызвали бурю негодования на всех уровнях. Даже съемочная группа протестовала против того, как буднично и как обыденно здоровенные вояки отправляли на смерть маленького 12-летнего мальчика.

Когда возникла необходимость смены режиссера, выбор практически сразу пал на Тарковского. Андрей Арсеньевич изучил уже существующий материал и изложил свое видение. Мальчик видит сны о том детстве, которое у него должно быть, а вот страшная реальность, в которой тяжело каждый раз просыпаться, — это то, чего в жизни быть не должно никогда, ни при каких обстоятельствах.

«Или я буду снимать так, или мне здесь делать нечего», — подытожил режиссер,
и его кандидатура была утверждена.

К написанию сценария Тарковский привлек своего друга Андрея Кончаловского. Они работали плодотворно и вдохновенно — сценарий был написан за две недели.


Уникальный режиссерский киноязык Тарковского
Основными визуальными материями для режиссера стали такие первоэлементы нашего мира, как вода, земля, огонь и воздух. Сквозь эти фундаментальные стихии автор проецировал модель глубинных переживаний своих героев, которые за счет преображения в изменчивых и неустойчивых формах воды и огня приобретали особый сакральный статус, превращаясь в образ. В «Ивановом детстве» таковым является образ матери, расплывающийся в глубине темного колодца, из которого маленький Иван пытался выловить загадочную звезду. Вся сюжетная линия главного героя строится вокруг самого теплого из воспоминаний — грезы светлого струящегося детства.

Открытый финал закрепится за Тарковским как неотъемлемый режиссерский и драматургический прием, проходящий сквозной линией через все его фильмы.

Экранизация военной повести Владимира Богомолова «Иван»
Фильм является хронологически второй экранизацией военной повести Владимира Богомолова «Иван», ранее снятой Эдуардом Абаловым, но не прошедшей редакционную коллегию «Мосфильма».

Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Трагическая и правдивая, в отличие других произведений, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне.



Читать повесть «Иван» онлайн

Жан-Поль Сартр, ведущий представитель французской волны экзистенциализма, писатель и драматург, в своем знаменитом письме-эссе главному редактору итальянской газеты «Унита» Марио Аликате писал об образе главного героя следующее:


«Это существо не в силах порвать нити, связывающие его с войной
и смертью; ему отныне необходим этот зловещий окружающий мир; освобождающееся от страха в разгар битвы в тылу, оно будет изглодано тревогой. <…> Дело в том, что для этого ребенка весь мир — галлюцинация, а сам он, чудовище и мученик, — галлюцинация для других, окружающих его в этом мире».*


*Сартр Ж.-П. Письмо редактору газеты «Унита» Марио Аликате. Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.
М.: Искусство. 1992. С. 324-325.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Всадники апокалипсиса»

Четыре всадника Апокалипсиса, 1497—1498
Представление субъективных переживаний Ивана разворачивается не только посредством обыкновенных деталей предметного мира, но и на материале художественных памятников, таких как альбом с гравюрой Альбрехта Дюрера «Всадники апокалипсиса», который мальчик листает в подвале. Отзываясь гулким эхом в замкнутом пространстве, воспоминания Ивана расширяются до масштабов универсальной трагедии всего человечества, становясь художественным обобщением.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом
и луком; второй — Война с мечом; третий — Голод с весами; четвертый — Смерть,
в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой,
он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Дюрер представил в левом нижнем углу гравюры чудовище с широко распахнутой пастью. Люди из различных слоёв населения тщетно пытаются избегнуть этого чудовищ.
Актерский состав
Николай
Бурляев
Иван,
главная роль
Валентин
Зубков
Леонид Холин,
капитан
Евгений
Жариков
Гальцев,
старший лейтенант
Степан
Крылов
Катасонов
Николай
Гринько
Грязнов
(роль озвучивал
другой актер)
Дмитрий
Милютенко
Безумный старик
Валентина
Малявина
Маша, фельдшер,
лейтенант медслужбы
Андрей
Кончаловский
Солдат, до войны
учился с Машей
На роль Ивана сразу был утвержден Николай Бурляев. Этого юного артиста Андрей Кончаловский незадолго до съемок встретил на улице, предложил сниматься в кино и снял в дипломном фильме «Мальчик и голубь». Бурляев вспоминал о Тарковском:

«Он добивался полной правды, а не игры».

«Иваново детство» стало первой серьезной актерской работой для 14-летнего Николая Бурляева, позже, в 1966 году, сыгравшего юного архитектора Бориску в финальной новелле «Колокол» из фильма «Андрей Рублев».

Именно работа над фильмом «Иваново детство» убедила Тарковского в том, что для талантливой актерской игры совсем необязательно набирать профессионалов. Главное, чтобы это были искренние и талантливые люди. В фильме «Иваново детство» снялись лишь несколько профессиональных актеров. Николай Бурляев — обычный советский школьник; Евгений Жариков — студент ВГИКа, ученик Сергея Герасимова; Валентина Малявина — студентка первого курса Школы-студии МХАТ. В эпизодической роли появляется в фильме и первая жена режиссера Ирма Тарковская — она играет роль матери Ивана. Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны.
В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков. Лента стала дебютной в том числе и для оператора-постановщика Вадима Юсова, которому принесла мировую известность
и признание за оригинальное светотеневое решение фильма, во многом отсылающее
к эстетике немецкого экспрессионизма. Так же в крохотном эпизоде у березовой рощи можно заметить Андрея Кончаловского в роли рядового солдата.
Особенности съемок

Съемки проходили в Каневе на берегу Днепра. Тарковский сразу отказался от павильонных съемок — только натура, только природа как жизнь, бросающая вечный вызов войне. При этом погода была дождливая, сырая, Николай Бурляев оказался мальчиком болезненным, и его матери пришлось на работе брать длительный отпуск, чтобы следить за состоянием здоровья юного артиста. Так за весь фильм только три или четыре сцены были сняты в павильоне и одна сцена — свидание Холина с Машей —

в березовой роще под Москвой.


Фильм был принят очень хорошо. В августе 1962 года фильм «Иваново детство» был отправлен на кинофестиваль в Венецию, где получил «Золотого льва».

Просмотр комиссией состоялся в 1962 году.
Михаил Ромм перед началом просмотра громогласно заявил:
«Запомните это имя — Андрей Тарковский!»
Лекция о фильме

https://www.culture.ru/movies/3076/ivanovo-detstvo-andrei-tarkovskii-1962

Лекторы: актриса Юлия Рутберг, актриса Ольга Будина, кинокритик Сергей Лаврентьев,
оператор Владислав Опельянц, актер Николай Бурляев.

Авторы
Светлана Мелина
Юлия Семёнова

Городской методический центр
Источники
kinopoisk.ru
culture.ru
tvkinoradio.ru