Когда деревья были большими

МЕЛОДРАМА
1961 год
Киностудия: Киностудия имени М. Горького
Режиссер: Лев Кулиджанов
Оператор: Валерий Гинзбург
Сценарий: Николай Фигуровский
Актерский состав
Инна Гулая
Наталья (Наташа), приемная дочь Кузьмы Кузьмича
Юрий Никулин
Кузьма Кузьмич Иорданов
Леонид Куравлёв
Леонид, муж Наташи
Анастасия Борисовна
председатель колхоза
председатель сельсовета
Нюра, подруга Наташи
Зоя, бывшая возлюбленная Лёни
О фильме
В этом фильме Юрий Никулин сыграл первую драматическую роль в кино — бывшего фронтовика Кузьму Кузьмича Иорданова, потерявшего во время войны жену, который теперь пьет и живет случайными заработками. Но жизнь его персонажа кардинально меняется, когда он обретает взрослую дочь Наташу (Инна Гулая). До этой работы Никулина знали как клоуна в цирке и комика на экране, поэтому Юрий Владимирович поначалу сомневался, сможет ли справиться с ролью Иорданова.

Превращение пьесы в сценарий
Однажды, разбирая студийную почту Наталья Фокина (кинодраматург, жена Льва Кулиджанова), обнаружила бандероль со сценарием Николая Фигуровского «Благоразумная ведьма». Сценарий она посчитала слабым, однако показала его руководителю творческого объединения московской киностудии им. Горького Сергею Аполлинариевичу Герасимову. Было решено вызвать Фигуровского из Минска в Москву, чтобы вместе решить, как доработать сценарий. Интересно, что переделанный сценарий, который теперь назывался «Когда деревья были большими», Фигурновский прислал уже Льву Кулиджанову, потому что его «суждения о первом варианте показались ему наиболее близкими его собственным замыслам». Новый вариант сценария всем понравился и было решено запускать его как можно быстрее, так как там была летняя натура и надо было не упустить ее.

Первоначально главную роль должен был сыграть Василий Меркурьев, было даже получено его предварительное согласие. Однако через несколько дней, когда директор картины Борис Яковлевич Краковский начал более конкретные переговоры с Меркурьевым, тот выдвинул целый ряд условий. Главное требование: натура должна сниматься под Ленинградом, рядом с его дачей, поскольку ему трудно выехать в экспедицию. Пришлось искать другого актера…

Лев Кулиджанов и Наталья Фокина
Первая драматическая роль Юрия Никулина
…Вернулся я из Ленинграда. Только вошел в квартиру, не успел даже снять пальто, как меня позвали к телефону… В трубке услышал приятный женский голос:
— Юрий Владимирович, сколько вам лет? (Не поздоровалась, не представилась, а прямо так: «Сколько вам лет?») Скажите, пожалуйста, как вы выглядите, старым или молодым?
— Да как сказать, — ответил я в растерянности. — Мне сорок.
И я почувствовал, что женщина расстроилась.
— А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно.
Я спросил, из какой съемочной группы звонят.

 — С вами говорят из группы картины «Когда деревья были большими», — ответила женщина. — Вы не могли бы приехать завтра на студию? Мы хотим с вами серьезно поговорить.
Из воспоминаний Юрия Никулина
До этого Никулин сыграл в нескольких фильмах Гайдая, но там он играл комедийных персонажей, здесь же ему впервые предстояла драматическая роль, поэтому на вопрос режиссера, нравится ли ему роль, он чистосердечно ответил: «Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее».

«Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще не говорите слова „играть“. Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет», — ответил Кулиджанов.
Внешний облик помог мне обрести замечательный художник — гример Александр Иванов, — вспоминал Никулин. — Мы сразу договорились, что Иорданов будет небритым. Для этого я три дня не брился. Потом мне все время подстригали волосы ножницами.

Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссер считали, что шить специально для Кузьмы не нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. И носить может что — то уже готовое, а то и взятое с чужого плеча. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна мне не понравилась. Случайно я заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил ее. Это было то, что надо.
Из воспоминаний Юрия Никулина
Самая известная роль Инны Гулая
В картине «Когда деревья были большими» есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссёр Кулиджанов требовал: «Ты должна бежать ему навстречу, почти не касаясь земли, — лететь!». Маме это казалось очень неправильным. И она шла по перрону, нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла. Кажется, они с Кулиджановым даже ссорились из-за этого, но, в конце концов, режиссёр понял, что актриса права — этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме.
Из воспоминаний Дарьи Шпальниковой, дочери Инны Гулая
На роль Наташи пригласили начинающую актрису Инну Гулая. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей в деревенской избе. Чтобы актёры выглядели более непринуждённо, на площадку принесли кастрюлю горячего борща и разлили по тарелкам. На пробы ушло пять дублей, и на каждом дубле Гулая с аппетитом съедала порцию борща. Когда Юрий Никулин спросил, как у неё получается так много есть, актриса спокойно ответила: «Волнуюсь». У Инны Гулая был непростой характер, и на съёмках она спорила и даже ссорилась с режиссёром по поводу видения своей роли. Зачастую режиссёр признавал правоту актрисы и позволял ей играть так, как она хочет.
Места съемок
Съемки решили начать с эпизода в мебельном магазине. Он находился в доме 72 по Ленинскому проспекту.
Рядом с ним магазин «Электроприборы» (Ленинский проспект, д.74). Магазин там находился очень долго, во всяком случае в телефонном справочнике 1985 года он еще есть и записан под № 1. Сейчас там магазин «Кенгуру». Железнодорожная станция «Селиваново», на которой происходит встреча Кузьмы и Наташи, — на самом деле станция «Белокаменная» (железнодорожная станция Малого кольца Московской железной дороги). Как и большая часть станций Малого кольца, она по стилю близка к модерну.

Железнодорожный павильон станции Белокаменная Московской окружной железной дороги.
Автор Н. Щапов. 19 апреля 1913 года
Первый съемочный день проходил в новом мебельном магазине на Ленинском проспекте. Администрация картины договорилась, чтобы в этот день магазин не работал.
Меня загримировали, переодели и привезли на съемку.

Вышел я из машины, смотрю, в дверях стоит человек, как потом я узнал, директор магазина. Неподалеку от него Кулиджанов и оператор картины Гинзбург. Я спокойно направляюсь к дверям, а директор меня останавливает:

— Куда?
— В магазин, — говорю я.
Директор оглядел меня с ног до головы и решительно сказал:
— А ну — ка давай отсюда! Здесь съемки будут, не мешай.
— Да я артист, снимаюсь.
— Знаем вас, артистов. Я тебя здесь уже пятый день вижу.

Я начал доказывать, что он ошибается. Директор магазина засомневался и спросил у режиссера и оператора:
— Товарищи, это ваш человек?
Они посмотрели на меня и, не сговариваясь, заявили, что видят меня первый раз в жизни.
Тут директор уже на меня рявкнул:
— А ну давай отсюда! Сейчас старшину позову!
И стал звать милицию. Вокруг начали собираться люди.
Только тогда Кулиджанов и Гинзбург, смеясь, его успокоили:
— Это наш человек, наш. Главную роль играет. Пропустите.

Директор от неожиданности ахнул, а потом долго — долго извинялся.
Этот случай меня порадовал. Значит, я уже похож на людей, подобных Кузьме Иорданову.
Из воспоминаний Юрия Никулина
Продолжались съемки уже в сельской местности – в Карабаново (село Мамонтово) Ногинского района.
Эту деревню очень долго искали, исколесили все Подмосковье, а увидев, сразу успокоились. Всем нравились и красивая, тихая бутылочно-зеленого цвета река Шерна с заводями и песчаными берегами, и живописно раскинувшаяся на берегу реки деревня, и поля с перелесками, и прекрасные леса, еловые и смешанные, — вспоминала Наталья Фокина. — <…>Группа была семейная, Юра Никулин привез с собой жену Таню, сына Максима и любимую тещу Марию Петровну. Звукооператор Дима Белевич приехал с женой Кларой и дочкой Танечкой. Съемки происходили или в самой деревне, или совсем близко от нее, и дети, несмотря на настоятельные просьбы родителей не ходить на съемочную площадку, просачивались туда. Конечно, главным центром притяжения очень скоро стал Юра Никулин. Его веселый, дружелюбный и очень контактный характер, гитара, всегдашняя спутница досуга, как магнитом, притягивали к нему людей.
Наталья Фокина, «Тогда деревья были большими», журнал «Искусство Кино» № 11
Премьера
Многие были захвачены картиной и приняли ее безоговорочно, — вспоминала Наталья Фокина. — Но некоторых она раздражала. В числе ярых противников были драматург Георгий Мдивани и Марк Семенович Донской. Мдивани в очень категоричной форме высказал свое отрицательное мнение и демонстративно ушел. А Марк Семенович очень долго и очень громко возмущался и, обращаясь к Лёве, кричал: «Ты меня обмануть хочешь, но не удастся… Ты меня не обманешь! Человек неисправим, а рак неизлечим». Через несколько дней вечером Лёве позвонил Сергей Аполлинариевич (Герасимов) и сказал, что посмотрел «Деревья» вместе с Фурцевой и Екатерине Алексеевне картина очень понравилась, она просила поздравить всех.
Наталья Фокина, «Тогда деревья были большими», журнал «Искусство Кино» № 11
В кинотеатре «Россия 26 марта 1962 года состоялась торжественная премьера фильма Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», в главной роли, Кузьмы Кузьмича Иорданова, — Юрий Никулин. Самое удивительное, что, приглашая Никулина на эту роль, Кулиджанов не видел ни одного фильма с его участием. Актера режиссер знал по цирку, при этом в веселом клоуне он сумел обнаружить черты непутевого Иорданова. И в своем выборе Кулиджанов не ошибся. И именно Кулиджанов показал всем, что Никулин — серьезный и большой актер.

Фильм «Когда деревья были большими» остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любил именно этот фильм, работа над которым шла с полной творческой отдачей. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли режиссера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.

Факты о фильме
Факт № 1
Кулиджанов не видел ни одной роли Юрия Никулина в кино.
Жена режиссера, кинодраматург Наталья Фокина вспоминала: «Перед пробами мы пошли с Левой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. Я с Юрой была хорошо знакома, но мы не пошли к нему за кулисы, решили подождать фото и кинопроб. По существу больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить».
Факт № 2
Профессия Никулина произвела впечатление и на Инну Гулая. «Как интересно, — сказала она, внимательно разглядывая своего партнера при первой встрече. — Ни разу в жизни не видела живого клоуна»
Факт № 3
Впрочем, Инне тоже удалось удивить Юрия Владимировича. На пробах снималась сцена разговора их персонажей, и чтобы актеры помимо беседы были чем-то заняты, Кулиджанов предложил, мол, пусть Наташа ест борщ. Сделали пять дублей подряд, и за это время Инна съела пять тарелок борща, причем уплетала с таким аппетитом, что у партнера даже слюнки потекли. Но когда удивленный Никулин спросил Инну, почему она так много ест, Гулая ответила: «Волнуюсь».
Факт № 4
В картине «Когда деревья были большими» на экране дебютировала Людмила Чурсина — сыграла первую деревенскую красавицу Зою, которую герой Леонида Куравлева предпочел тихой и скромной Наташе.
Факт № 5
После премьерного показа «Когда деревья были большими» в кинотеатре «Ударник» в Москве состоялось обсуждение фильма. На сцену вышел плохо одетый человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую девочку Наташу, чтобы она меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим".
Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org

Наталья Фокина, «Тогда деревья были большими», журнал «Искусство Кино» № 11

Юрий Никулин «Почти серьезно»