Легенда №17

СПОРТИВНАЯ ДРАМА
2013 год
Киностудия: «ТриТэ», «Россия-1»
Режиссер: Николай Лебедев
Оператор: Ирек Хартович
Сценарий: Михаил Местецкий, Николай Куликов, Николай Лебедев
Композитор: Эдуард Артемьев
Жанр: спортивная драма, фильм-биография
Актерский состав
Данила Козловский
Валерий Харламов
Светлана Иванова
Ирина Смирнова
Олег Меньшиков
Анатолий Тарасов, главный тренер
Борис Щербаков
Борис Сергеевич Харламов
Нина Усатова
Врач
Роман Мадянов
Владимир Альфер
Режиссёр
По словам режиссёра Николая Лебедева, читая сценарий, он настолько погрузился в историю, что не анализировал его драматургическую структуру и не считал страниц. Даже не дочитав до конца, Лебедев решил, что обязательно будет это снимать. Режиссёр отмечает, что сам никогда не был спортивным человеком и заядлым болельщиком, но, как ни парадоксально, именно это обстоятельство очень помогло ему в работе над картиной, поскольку он думал о том, чтобы фильм был интересен не только любителям спорта, но всем зрителям.

Режиссёр Николай Лебедев и актёры Данила Козловский и Светлана Иванова
Кадр со съемок
Валерий Харламов
Одной из центральных фигур стартового матча и всей суперсерии стал нападающий Валерий Харламов, впоследствии включённый в Зал славы Международной федерации хоккея с шайбой. Выбрав героя и определив кульминационное событие будущего фильма, творческая команда студии «ТриТэ» приступила к разработке проекта. На создание итогового сценария, который бы устроил всех, в том числе режиссёра Николая Лебедева ушло несколько лет. Наконец, производственная группа влилась в подготовительный период — шёл кастинг, шились костюмы, строились декорации, подбиралась натура и создавалась анимация.

Данила Козловский, который начал тренироваться ещё до официального утверждения на роль, ходил на тренировки и в спортзал каждый день и результате он не только выполнил, но даже придумал ряд хоккейных комбинаций. Например, актёр усложнил и сделал визуально более ярким решение сцены, в которой Харламов забивает один из своих знаменитых голов так называемой «испанской шайбой».

Валерий Харламов

«До первой встречи с нашим тренером мне казалось, что я немного играю в хоккей, но он убедил меня в обратном. На нашей первой тренировке он сказал: «Ну, покажи класс». Я начал ездить, но он сразу остановил меня: «Нет, ты катаешься, как фигурист». И, в общем, убедил меня в том, что я не владею ни коньками, ни шайбой — ничем. Нужно было, чтобы моё катание хоть как-то напоминало хоккей. С этого мы и начали. А потом, овладев какими-то базовыми элементами, мы уже приступили к разработке определенной схемы движений. Позже к занятиям подключились канадские специалисты, которые приехали специально для того, чтобы заниматься постановкой хоккейных сцен»
Данила Козловский
Актёр

Анатолий Тарасов
Ещё одну легенду спорта — тренера Анатолия Тарасова — играет Олег Меньшиков.

Уместить в два часа экранного времени яркую жизнь легендарной личности — всегда непросто. Режиссёр фильма Николай Лебедев отмечает, что столкнувшись с новым для себя жанром — биографическим фильмом, — он ещё раз убедился в том, что реальная жизнь с трудом переносится на экран, поскольку существует по другим законам. В случае с фильмом «Легенда № 17», было важно эмоционально подключить зрителя к истории, а не просто рассказать о фактах биографии известного спортсмена. Поэтому создатели фильма сочли возможным нарушить хронологию ряда событий, чтобы интереснее рассказать о личности и судьбе Харламова. Но родные Харламова отнеслись к этому с пониманием и не требовали жёсткой документальности. Благодаря этому в результате получилась романтическая версия истории жизни яркого и талантливого человека.

Анатолий Тарасов

«Олег Евгеньевич вёл себя очень деликатно и корректно. Знаете, взрослые артисты любят подойти и сказать: „Старик, ну, я сейчас тебе расскажу, как надо играть“. Меньшиков — человек другого уровня, другого масштаба. Но когда я к нему сам подходил: „Олег Евгеньевич, ну, вот подскажите, как вам кажется…“, он всегда очень помогал. Если он после дубля шёл к монитору смотреть сцену, конечно, я у него всегда спрашивал, не мог себя сдержать. И он всегда отвечал честно. Вообще, встреча с Олегом Евгеньевичем (я это уже говорил и с радостью скажу ещё раз), это огромная профессиональная и человеческая моя удача, одно из самых сильных впечатлений в моей жизни»
Данила Козловский
Актёр

История любви
Со своей супругой Ириной Смирновой Харламов познакомился в 1975 году. В фильме достоверно рассказана история их первого свидания, которое произошло в ресторане «Россия». В картине передали и другую реальную подробность — при знакомстве 28-летний Харламов представился 19-летней девушке таксистом. Он подвез ее домой на личной «Волге», которую выдал за служебное авто. Некоторое время после знакомства юная девушка действительно была уверена, что встречается с обычным водителем. В 1976 году они сыграли пышную свадьбу в одном из лучших ресторанов столицы «Националь». К тому времени Ирина уже носила под сердцем их первенца — сына Александра, позже у пары появилось дочь, которую назвали Бегонитой, отдавая дань испанским корням мамы хоккеиста.
Съемки фильма
Съёмки фильма прошли в Москве, Минске и в испанском Питильясе под Памплоной. В сцене бега с быками участвовало 18 животных, включая настоящего боевого быка, который буквально всё разносил на площади. Во время работы над этими кадрами на площадке дежурил наряд полиции, врачи и пожарные. Съёмочный период картины составил 74 дня. Все сцены в Испании были сняты за 4 дня.
Ряд реально существовавших или существующих объектов, показанных в фильме, был снят в других местах. Ледовый дворец ЦСКА — это ЛД «Кристалл» в подмосковной Электростали.
В «роли» знаменитого монреальского «Форума» выступила «Минск-Арена», при строительстве которой, по словам продюсера фильма, были использованы некоторые архитектурные решения канадской арены.
В качестве здания аэропорта в фильме было использовано здание Московского городского дворца детского творчества на Воробьёвых горах.
Съёмки матчей хоккейного турнира Олимпийских игр 1972 года в Саппоро проходили 22−24 августа 2011 года в Белоруссии, на ледовой арене спорткомплекса «Бобруйск-Арена».
В нескольких, наиболее динамичных эпизодах картины, количество одновременно задействованных камер доходило до десяти. Оператор-постановщик Ирек Хартович и режиссёр Николай Лебедев решили, что разные периоды жизни Харламова следует визуально разделить. Поэтому ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета — на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который резко отличался от других сцен, снимали на цифровые камеры, включая компактные GoPro.
Стоп-кадр
Матч был снят потрясающе — шайбы залетали прямо в камеру, эффект присутствия достиг своего максимума. В фильме «Легенда № 17» показаны несколько хоккейных матчей. Хоккейную форму шили специально для фильма. Художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Специально изготовлялись шлемы и прочие атрибуты. Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах.

Многие трюки в фильме актёры выполняли сами — исполнителей около четырёх месяцев обучали основам хоккейного катания и хоккейной игры. Съёмки проходили на настоящих ледовых аренах. Более того, кинематографисты даже растапливали старый лёд и заливали новый, чтобы избавиться от рекламы под ледовым покрытием.
Но картина «Легенда № 17» поставила перед специалистами действительно интересную творческую задачу, которую предстояло решить в сценах с хоккеем.
Речь идёт об увеличении численности зрителей на трибунах, в том числе для самых динамичных сцен, когда камера летает по арене следом за игроками, фиксируя «смачные» моменты поединков. У художников студии «Манга Компани» было время на отладку технологии, потому что студию подключили на этапе проработки сценария режиссёром. Вот, что рассказал нам супервайзер визуальных эффектов Илья Торопов.

«Во время читки сценария мы с режиссёром картины и оператором-постановщиком обсуждали, что и как будем снимать. Особое внимание было уделено сценам игры в хоккей. У нас даже была картонная модель стадиона и миниатюрная камера, которую Николай Лебедев двигал и рассказывал о характере движения и ракурсах. Мы также побывали на нескольких ледовых аренах. Собственно уже тогда стало понятно, какую работу потребуется сделать. При этом все понимали, что художникам по эффектам предстоит подстраиваться под манеру съёмки, а не наоборот. Именно съёмка на основе сложной хоккейной хореографии ставилась во главу угла».
Интересные факты
1
Идея фильма родилась после просмотра фильма «Чудо», в котором рассказывается о сенсационной победе Олимпийской хоккейной сборной США над СССР в 1980 году.
2
Родные Валерия Харламова исполнили эпизодические роли в фильме: сын Александр сыграл роль хоккеиста клуба «Звезда», а сестра Татьяна Борисовна — вахтёршу в «Лужниках».
3
Кулон на шее героя Данилы Козловского в фильме был создан на основе кулона дочери Харламова, идентичного реальному кулону Харламова.
4
Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начало».
5
Для фильма было закуплено около 1500 клюшек старого образца. Все лезвия для коньков пришлось изготавливать специально для фильма, так как современные коньки сильно отличаются от тех, на которых катались хоккеисты тех лет. Их прикрепляли к современным ботинкам, замаскированным под старые модели.
6
Прямого эфира первой игры Суперсерии не было в Советском Союзе. Запись игры советским зрителям показали только на следующий день вечером.
ФИЛЬМ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
Авторы
Светлана Мелина
Лариса Тимофеева
Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org