ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ

КОМЕДИЯ, МЕЛОДРАМА
1985 год

Киностудия: «Мосфильм»,
Режиссер: Владимир Меньшов
Оператор: Юрий Невский
Сценарий: Владимир Гуркин
Композитор: Валентин Левашов
Жанр: комедия, мелодрама

Отечественная комедия на все времена «Любовь и голуби» вышла
в прокат в январе 1985 года и сразу же побила множество рекордов. Фильм посмотрели примерно 44 миллиона зрителей. И в том же году картина получила премию «Золотая ладья» на Международном фестивале кинокомедий.

«Любовь и голуби» – по-настоящему народная картина. Герои картины стали любимцами всей страны. В чём же секрет популярности фильма, и почему его ежегодно пересматривает вся страна?
Актерский состав
Александр
Михайлов
работник леспромхоза Вася (Василий Егорович Кузякин)
Нина
Дорошина
жена Васи Надя (Надежда Кузякина)
Людмила
Гурченко
сотрудник отдела кадров леспромхоза Раиса Захаровна
Сергей
Юрский
сосед Кузякиных
дядя Митя
Наталья
Тенякова
жена дяди Мити
баба Шура
Янина
Лисовская
старшая дочь Кузякиных Людка
Игорь
Лях
сын Кузякиных
Лёнька (Лёшка)
Лада
Сизоненко
младшая дочь Кузякиных Оля
Кто написал сценарий фильма?
Вряд ли мы увидели бы фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби», если бы не театр «Современник». Именно здесь в 1982 году режиссер Валерий Фокин поставил одноименную пьесу молодого драматурга Владимира Гуркина. В числе зрителей был и Меньшов, спустя два года взявшийся за свою версию пьесы – уже в кино.

Драматург и актер Владимир Гуркин написал пьесу «Любовь и голуби», когда работал в Омском драматическом театре. Он был довольно известен в городе: по его пьесе поставили спектакль «Зажигаю днем свечу» про драматурга Александра Вампилова, и шел он весьма успешно. Отрывки из своего нового произведения он охотно читал друзьям. Многих удивляло название – слишком простое. На что Гуркин отвечал:

«Пьеса должна называться так же, как хороший индийский фильм».

А еще он был убежден: хорошая пьеса может родиться только из настоящей жизни. В основу пьесы «Любовь и голуби» лег разлад в доме соседей Гуркина из его родного сибирского городка Черемхово. Сам он его не помнил, так как был еще ребенком, но бабушка рассказывала. Гуркин даже не стал придумывать фамилию героям, так и оставил – Кузякины. Поначалу соседи обижались, но потом простили драматурга, увидев, какая хорошая получилась история. Характеры Василия и Надежды он списал со своих родителей. Прототип смешливого соседа дяди Мити – дед Гуркина, а его жены бабы Шуры – двоюродная бабушка.
Режиссёр Владимир Меньшов, успевший получить «Оскар» за ленту «Москва слезам не верит», увидел
в театре «Современник» пьесу «Любовь и голуби» и загорелся идеей снять по ней фильм.


«Не так уж часто это со мной случается в театре,
но я смеялся, плакал», – вспоминал Меньшов.
Премьера фильма
7 января 1985 года на экраны страны вышел фильм молодого режиссера Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Эту картину несколько раз возвращали на доработку. Однако Меньшов стоял на своем:
«Переделывать картину не буду».
Все же после долгих споров
и незначительных поправок фильм «Любовь и голуби» пропустили в прокат.

Вася – Сморчков, Борцов, Юрский, Михайлов?
Роль главного героя Васи могла достаться и не Александру Михайлову. Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова «Москва слезам не верит», попытал счастья на пробах в фильм «Любовь и голуби», но неудачно. Неубедительной показалась и проба
В. Борцова. Режиссер пробовал на Васю и любимого своего актера Сергея Юрского,
но потом взял его на другую роль – дяди Мити.



«Без Михайлова я бы снимать не стал».



Так на съемочной площадке появился Сергей Юрский, которого ассистенты Меньшова однажды «за спиной» Владимира Валентиновича решили попробовать на роль Васи Кузякина. Сергей Юрский за свою карьеру сыграл много ролей, но деревенского жителя ему играть пришлось впервые. В его исполнении дед Митя стал ярким украшением всего фильма.


И Юрского, и его жену Наталью Тенякову, сыгравшую бабу Шуру, не зря уговорили играть. Им удалось привнести в деревенские образы городской интеллект и иронию. Совсем нестарых Юрского и Тенякову видоизменяли, как могли, ведь не все знают, что Юрскому было всего 50 лет, а Наталье вообще 38, когда она играла бабу Шуру. В ход шли всевозможные уловки костюмеров: грим, толщинки, допотопные, старомодные вещи, смешные боты, на несколько размеров больше.

«Я сразу подумал об Александре Михайлове и на пробах понял, что не ошибся. Хотя съемки едва не сорвались из-за тогдашней киновостребованности Саши. Приходилось под него подстраиваться. Но без Михайлова я бы и снимать не стал. То же было и с Ниной Дорошиной, которая играла Надю
в “Современнике”. Я даже практически не репетировал с ней на площадке. Она пришла из театра
с готовым рисунком роли. А знаменитую сцену истерики сыграла один в один, как в театре. Хотя на роль Нади я все же пробовал Любовь Полищук, предполагая, что Дорошина может отказаться “входить
в одну воду” дважды. Полищук могла бы быть интересной в этой роли.


Но получилась бы уже другая Надя, конечно. Я очень рассчитывал, что деда Митю сыграет Олег Табаков. Пьеса ему категорически не нравилась, они же тогда в “Современнике” были повернуты на социальности. А тут – комедия, “пятно” на репертуарной политике. Но, прочитав сценарий, Олег Павлович неожиданно согласился. Но тут в его жизни возникла картина “Мэри Поппинс, до свидания!”, и роль там показалась ему более интересной».
«С Ниной Дорошиной, которая играла Надю в «Современнике», я практически не репетировал на площадке, - уверяет Меньшов. - Она пришла из театра с готовым рисунком роли. А знаменитую сцену истерики сыграла один в один, как в театре. Хотя на роль Нади я всё же пробовал Любовь Полищук, предполагая, что Дорошина может отказаться «входить в одну воду» дважды. Полищук могла бы быть интересной в этой роли. Но получилась бы уже другая Надя».
“Гурченко органично влилась в нашу компанию”
Людмила Гурченко в роли Натальи Кустинской
Пробу Натальи Кустинской («Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию») на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. А Татьяну Доронину («Три тополя на Плющихе», «Ещё раз про любовь»), которую Меньшов было утвердил, вытеснила более яркая Людмила Гурченко.

«Мы уже снимали, когда я дал телеграмму Людмиле Марковне. Она только-только стала народной артисткой и отдыхала в Пицунде. Гурченко была тогда на самом взлёте своей новой карьеры. И то, что она согласилась сыграть эту роль (в общем, не главную), уже было подарком. Работать с ней чрезвычайно интересно, потому что и с юмором всё в порядке, и ответственность громадная, - отмечает режиссёр. - Кстати, большинство сцен с Раисой Захаровной придумал я.
В комедии Гуркина у неё небольшая роль в одной сцене, когда она приходит
к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась. Мои помощники ходили за ней и записывали. Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны».

Наравне со звёздами на площадке работали и начинающие актёры. Случайно снялся студент театрального вуза Игорь Лях, потому что утверждённый актёр то соглашался, то отказывался сниматься.

У Янины Лисовской, сыгравшей Люду, опыт в съёмках был. «Любовь
и голуби» – это её шестой фильм. Но именно этот фильм принёс ей известность.

Ладе Сизоненко было всего тринадцать лет, но она говорит, что скидок ей никаких не было. Ей досталась роль, которая по накалу эмоций сложна и для опытной актрисы.

Нашлась в фильме роль и для сына главного героя, Кости. Костя сыграл молодого Васю Кузякина. На экране он появляется всего на несколько секунд.
Голубятня в подарок
Александр Михайлов с теплом вспоминает работу с голубями:

«Они у нас были замечательные. Настолько ко мне привязались – что хотели, то и делали. Привезли мы их из Москвы, часть из них была дрессированная – не боялись
ни меня, ни камеры».

Снимать полеты птиц приходилось с вертолета над Див-горой, напротив знаменитого дома главных героев, да так, чтобы линии электропередач не попали в кадр.

Съемки в домике продолжались месяц, и все это время в нем жили хозяева, пытаясь вести привычную жизнь среди загромождений аппаратуры. Они гостеприимно приняли членов съемочной группы
и позволили замостить весь пол деревом, чтобы дом стал похож на сибирский. На память о культовой киноленте владельцам жилища остались голубятня и летняя кухня, простоявшие еще много лет.
Места съёмок
Съемки фильма велись в Карелии, в городе Медвежьегорске, на окраине города,
в доме на берегу реки Кумса.

«Мне хотелось холмов каких-то, пригорков – красивее можно организовать сценически. И в Медвежьегорск мы поехали просто потому, что в названии «горск» – может, там гора какая-нибудь есть? Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке… Мы спустились и увидели этот дворик. Уже потом договорились с хозяевами, замостили всё деревом, как в Сибири. И речушка эта внизу… Позже, в Москве, когда стали отсматривать материал, меня спрашивали: «Где вы нашли такую шикарную натуру?!»

«Вместе с Меньшовым в 1982 году мы ездили выбирать «натуру». Проехали по многим деревням и посёлкам вдоль Транссиба от Иркутска до Черемхово, - вспоминал Гуркин. - Меньшов поражался увиденной разрухе и говорил: "Если мы здесь будем снимать, люди не поверят, что так можно жить. Это словно 1914 год!" Правда, когда удалялись от железной дроги вглубь тайги, встречали симпатичные деревни. Но тамошнее энергоснабжение не выдержало бы нагрузки, если бы пришлось подключать всю необходимую для съёмок аппаратуру».

В итоге «сибирскую деревню», где, по сценарию, всё происходит, нашли за тысячи км
от Черемхово – в Карелии, в Медвежьегорске, у Онежского озера. Съемочную группу принимал городок Медвежьегорск, где и был облюбован подходящий домик. Договорились с хозяином, достроили веранду, голубятню и покрыли досками двор, как
это заведено у сибиряков. И дом, и всё окружение – это всё натуральное. А голубятню построили специально. И голубей в Медвежьегорске не было, их на самолёте доставили
из Москвы, вместе со специалистом, который приручал голубей к месту.

Съёмки эпизода купания Раисы Захаровны и Василия велись в ноябре в Батуми
и Кобулети (Грузия). Температура воды составляла 14 градусов.

Эпизод, в котором Раиса Захаровна и Василий занимаются на тренажёрах, был снят
в Цандеровском институте механотерапии в Ессентуках.
Интересные факты
Баба Шура – Наталья Тенякова и дядя Митя – Сергей Юрский и в жизни муж и жена. Это одна из самых интеллигентнейших пар Санкт-Петербурга. Вдвойне удивительно, как достоверно они сыграли деревенских жителей…
Немного волшебства. Для того чтобы снять эффектную сцену с зацветшим деревом,
в Медвежьегорск вызвали фокусника. Тот спрятал
в ветвях с десяток тросточек – реквизит для известного фокуса. Чтобы трость покрылась цветами, достаточно дернуть за веревочку, но все боялись, что трости не сработают одновременно.
Но съемочной группе повезло: дерево «зацвело»
с первого дубля, во время поцелуя Михайлова
и Дорошиной.
Одна из технически интересных сцен фильма – эпизод, когда Василий падает в открытую дверь своего дома и оказывается в море, где знакомится
с Раисой Захаровной. Это должно было быть снято одним дублем без перерывов и оказалось сложной задачей. Первый дубль не удался: пока водолазы под водой снимали с Михайлова костюм, тот от стресса забыл текст. Вынырнув, он сказал Гурченко: «Люсь, че я говорю-то?» – и актриса начала подсказывать ему слова. Во втором дубле на актере под водой пришлось разрезать галстук: тот так затянулся,
что был риск погибнуть от нехватки воздуха.

Меньшову очень хотелось снять эффектный
кадр – чтобы Василий выпал из дверей в костюме
и галстуке в воду, а вынырнул уже в плавках.
Для этого пришлось поработать – под водой актера поджидали водолазы, которые быстро, за считанные секунды, раздевали Михайлова и выталкивали
его на поверхность. Операция была довольно рискованная, особенно, если учесть, что вода была
в ноябре ледяная – 14 градусов. Во время одного
из дублей артиста чуть не задушили, торопливо срывая с его шеи галстук... Ему пришлось подраться
с рьяными водолазами, чтобы вырваться из их цепких рук и выплыть-таки на поверхность.

Непринужденно плавающие актеры и вся остальная «южная», пляжная массовка на самом деле снимались в ужасно холодной воде. Снимали
в Абхазии в конце ноября, вода была всего
14 градусов, а актерам приходилось вести в кадре оживленный диалог и не дрожать. Тяжелее всего приходилось Гурченко, которая плохо переносила холод. В знак солидарности, когда дубли были отсняты, Меньшов сам прыгнул в холодную воду.

Чтобы усилить комичность и без того забавного дяди Мити, на лицо актеру накладывали асимметричный, непропорциональный грим.

Александр Михайлов вспоминал, что ему очень тяжело далась сцена, где он рассказывает младшей дочери историю про дурачка Володьку. В детстве соседом актера был похожий умственно отсталый мальчик, которого все обижали. Однажды Михайлов кинул в него камень вместе с другими ребятами, ранив до крови. После этого мальчишку никто не видел. Актера много лет тяготила эта история, он всерьез считал, что мальчик погиб, и только спустя время узнал, что это не так.

На протяжении съемок актеры шутили
и импровизировали. Так, многие смешные
реплики дяди Мити придумал Юрский, в том числе
и «Извините, что помешал вам деньги прятать!». Актеры были заняты в разных проектах, поэтому собрать их всех вместе в одном кадре было сродни чуду. Например, в финальной сцене, где семья умиленно следит за голубями, актеры заметно нервничают: Нина Дорошина только что прилетела из Москвы на вертолете и сразу вошла в кадр,
а Александр Михайлов спешил на спектакль
и собирался лететь на этом же вертолете
в Москву сразу после съемки.

На этапе проверки в Госкино фильм резали беспощадно. Критиковали за пропаганду алкоголизма, за деревенский язык, особенно настаивая на том, чтобы никаких «ёшкин кот», «Людк» и «че» в картине не было. Фильм называли слишком бытовым и пошлым, говорили, что танцы
в нем лишние, а разговоры об экстрасенсах вообще неуместны. Роль дяди Мити хотели сократить максимально. Владимира Меньшова на время даже отстраняли от монтажа фильма с вынесением выговора, настолько картина не соответствовала стандартам.

Много забавных сцен просто уничтожили – некоторые просто потому, что экранное время было ограничено.

Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Его обвиняли в том, что ему изменило чувство вкуса, стыдили. Но, в конце концов, ленту пропустили в прокат.
В 2011 году на родине сценариста был установлен памятник героям фильма «Любовь и голуби», а имя Владимира Гуркина присвоено Черемховскому драматическому театру.
Критика
Критики не обошли стороной великолепную кинокартину. Художественный совет твердил только об одном, что картина пошлая и безвкусная. Но вскоре все критики замолчали, ведь народная любовь к кинопроизведению расставила все точки над «и».
Всё это благодаря большому труду режиссёра, которому удалось сохранить первозданность задумки, а также отвоевать права на показ большинства сцен. Все критики были в ужасе и в недоумении. После первых дней премьеры стало понятно,
что молодой режиссёр одержал победу.

Несмотря на то, что художественный совет посчитал картину пошлой и безвкусной, народная любовь всё расставила по своим местам. Но режиссёру пришлось изрядно постараться, чтобы сохранить для зрителя большинство сцен.

Уже первые дни премьеры показали, что режиссёр был прав. Фразы из фильма
буквально разлетелись и ушли в народ.

После выхода фильма его буквально растащили на цитаты, теперь они были известны
не только зрителям «Современника». В народ пошли «Беги, дядь Мить!», «Девушки, уймите вашу мать!», «Простите, что помешал вам деньги прятать!», «Ну вот… день взятия Бастилии впустую прошел!» и многие другие. Владимиру Гуркину поначалу не все понравилось
в готовом варианте картины. Однако с годами он изменил свое мнение. «Теперь мне все там родное», – говорил он.

P.S. Фильм «Любовь и голуби» можно смотреть несколько раз, и он будет популярен для будущего поколения. Секрет успеха – это главная мысль и она заключается в важных жизненных ценностях для человека: семья, любовь и дети. Согласитесь, ведь именно

на этом держится весь мир.

Авторы
Светлана Мелина
Лариса Тимофеева
Юлия Семёнова

Городской методический центр
Источники
kinopoisk.ru
culture.ru
close-up.ru