ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

КИНОПОВЕСТЬ, ВОЕННАЯ ДРАМА
1948 год

Киностудия: «Мосфильм»,
Режиссер: Александр Столпер
Оператор: Марк Магидсон
Сценарий: Мария Смирнова
Композитор: Николай Крюков
Художник-постановщик: Иосиф Шпинель
Жанр: киноповесть, военная драма

Экранизация одноименной повести Бориса Полевого, основанной на реальных событиях. Летчик-истребитель Алексей Маресьев был сбит в бою, но выжил, потеряв обе ноги. Несмотря на ампутацию, он смог совершить практически невозможное: после упорных многодневных тренировок вновь поднял в небо боевой самолет.

Награды:
За участие в фильме ряд актёров фильма, режиссер и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии 1949 года.

Павел
Кадочников
Алексей Мересьев — главная роль
Михаил
Глузский
капитан Числов
Владимир
Грибков
Зуев
Борис
Бабочкин
командир полка
Алексей
Дикий
Василий Васильевич
Борис
Добронравов
председатель комиссии
Тамара
Макарова
Клавдия Михайловна
Василий
Меркурьев
Степан Иванович
Александр
Михайлов
Петров
Николай
Охлопков
комиссар Воробьёв
Лев
Свердлин
Наумов
Любовь
Соколова
колхозница Варвара
Чеслав
Сушкевич
Кукушкин
Евгений
Шутов
баянист
Людмила
Целиковская
Зиночка
Виктор
Хохряков
Дегтяренко
Мария
Яроцкая
нянечка
Алексей
Алексеев
врач
История создания фильма
«Повесть о настоящем человеке» была написана в 1946 году.
Это произведение считается «жемчужиной» в творческом наследии Бориса Полевого.

Прототипом главного героя произведения стал реальный исторический персонаж – Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев.

Еще во время войны в качестве корреспондента «Правды» Борису Полевому пришлось побывать на одном из военных аэродромов. Оставшись на ночь, писатель был отправлен спать в одну из землянок к летчикам. К удивлению корреспондента, перед сном один из летчиков отстегнул протезы от ног. Наутро, как ни в чем не бывало, бравый летчик вылетел на задание. Заинтересовавшись судьбой этого человека, Полевой вскоре узнал, что зовут героя Алексей Маресьев. Потеряв ноги, он научился ходить на протезах столь хорошо, что смог вернуться в профессию и воевать дальше. Борис Николаевич захотел написать о Маресьеве, но в газете ему запретили, сказав, что статья
о безногом летчике, летающем на протезах, создаст впечатление, что
в войсках СССР не хватает военных, раз уже инвалидам позволяют воевать.

Только после победы, присутствуя на Нюрнбергском процессе, Полевой вспомнил о геройском летчике и написал «Повесть о настоящем человеке». Изданная в 1946-м, повесть моментально стала популярной на весь СССР
и далеко за его пределами. Через два года после публикации по ее мотивам сняли одноименный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. Возможно, такой феноменальный успех у читателей повесть заслужила из-за глубокого уважения, которое питал к своему персонажу Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» буквально вся пронизана этим чувством.
В честь Маресьева Борис Николаевич назвал своего сына Алексея.

Произведение об истинном патриотизме, гуманизме и человеческой стойкости. Книгу перевели на множество языков, ее издавали более ста пятидесяти раз по всему миру. В 1947 – 1948 годах С. Прокофьев написал
по книге Полевого оперу в трех действиях.




«Борис Полевой совершил писательский подвиг. Наверное, он готовился
к нему всю жизнь, всю войну, потому что с первых репортерских строк
в нем зрело убеждение, что если уж стоило брать в руки перо, то только
ради того, чтобы написать о героическом в жизни, ибо лишь подвиг во
имя Родины прекрасен... И этому принципу – воспевать героику борьбы и труда – Б. Полевой остался верен на всю жизнь. Все его книги – «Золото»,
«Доктор Вера», «На диком бреге» и другие – как бы продолжают
«Повесть о настоящем человеке», потому что в них живут и борются
поистине героические люди.

Не случайно Борис Полевой так любит обращаться к знаменитым
горьковским словам «В жизни всегда есть место подвигу», –
когда говорит о назначении советской литературы, чья история
навеки связана с героической историей народа».


А. Дементьев
Борис Полевой.
"Повесть о настоящем человеке" (формат PDF)

Книга опубликована в 1946г. Удостоена Сталинской премии. Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять —
на языках народов СССР, тридцать девять —
за рубежом.

Аудиозаписи книги Бориса Полевого
"Повесть о настоящем человеке":

- аудиозапись спектакля МХАТ 1948г.
- аудиозапись по книге 1964г. (читает Олег Исаев)
- аудиозапись по книге 1973 г. (читает Борис Гуляев)
- аудиоспектакль 1979г. (читают Борис Полевой, Игорь Охлупин, Евгений Киндинов, Инна Чурикова и др.)
Режиссером этой киноповести стал лауреат двух Сталинских премий Александр Столпер
Одну из премий Александр получил как раз
за работу над фильмом про героя-летчика.
За картину «Далеко от Москвы» режиссер получил вторую премию. Кроме того, он был признан заслуженным деятелем искусства РСФСР и получил награды на кинофестивалях
в Акапулько и Карловых Варах. Стоит отметить и то, что Столпер дважды был признан народным артистом.

Судьба щедро наделила Александра Столпера талантом и мудростью, мужеством и добротой. Его картины «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи», «Повесть о настоящем человеке», «Живые и мертвые» вошли в историю нашего кино. Имя Александра Борисовича стоит в титрах (вместе с Николаем Экком и Региной Янушкевич) легендарного кинофильма «Путевка в жизнь». Профессора Столпера считают своим учителем несколько поколений выпускников ВГИКа.

Успех своих картин режиссер объяснял просто:

«Надо держать зрителя, чтобы ему, зрителю, было интересно. И надо постоянно думать о том, почему зритель приходит в кино».


Павел Кадочников. В 1947 году актер приступает к сьёмкам нового фильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке». Подвиг реального героя – военного летчика Маресьева – лег в основу этого фильма.

Вот как сам актер вспоминает об этом событии: «… волнение охватило меня, когда мне предложили сыграть роль Мересьева. Как рассказать о силе
и исключительной воле этого человека, о неисчерпаемом богатстве его внутреннего мира, о красоте подвига? Как нарисовать внешний облик Мересьева, передать зрителю его мужественное преодоление больших физических страданий?»

Актер сам встречался с летчиком Маресьевым, несколько раз летал на истребителях, чтобы ещё больше вжиться в этот сложный образ. Наверное, поэтому фильм никого не оставил равнодушным и полюбился зрителями.

Надо сказать, что Алексей Маресьев был не единственным лётчиком,
который поднялся в небо после ампутации и продолжил бить врага.

Во время боя в 1941 году Захар Сорокин был ранен в бедро. С такой
травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию. 18 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, вплоть до 1955 года,
З. А. Сорокин служил в авиации Черноморского флота.

29 августа 1942 года, совершая четвёртый боевой вылет на станцию
Виев, Илья Маликов был сбит и тяжело ранен. Дотянул самолёт до своей территории. Из-за тяжёлого повреждения конечностей пришлось одну ногу ампутировать. Но он вернулся в свой штурмовой полк. На его счету 196 боевых вылетов, из них больше ста – уже с протезами! 15 мая 1946 года И. А. Маликову было присвоено звание Героя Советского Союза.


Интервью с Алексеем Маресьевым

Занимательные факты о фильме
В фильме есть сцена «приёмная комиссия»,
её никто не выдумал, она настоящая: Маресьев мягко и свободно встал на стул и спросил председателя комиссии: «Разве это не ноги?
Разве не тренировка?» — И звонко похлопав
по протезам, Маресьев спрыгнул со стула.

Фильм «Повесть о настоящем человеке» –
это экранизация одноимённой повести Бориса Полевого, актёры и оператор-постановщик
которого удостоены Сталинской премии в 1949г.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков
и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке»
Борис Полевой.

В сцене со свирепым медведем снималась ручная медведица Марьям – героиня рассказа Веры Чаплиной «Марьям и Джек» (из цикла «Питомцы зоопарка»). Вера Чаплина красочно описала эпизод киносъемок с участием артиста Павла Кадочникова, отдав должное его самообладанию и чувству юмора, и вспоминала, что у Марьям был предсказуемый, добродушный нрав – что встречается среди медведей исключительной редко.

Три с лишним месяца шли натурные съемки. Исполнитель роли Мересьева Павел Кадочников полз по снегу в лютый мороз. Для того, чтобы чувствовать настоящую боль, актер набил сапоги еловыми шишками. Кадочников вспоминал, как перед съемками встретился с настоящим героем – Алексеем Маресьевым. Тот рассказал, что сложнее всего было преодолеть врачебную комиссию, доказать, что он здоровый человек. Он показал,
как это было: спрыгнул со стула и станцевал.
Так в картине появилась знаменитая сцена «медкомиссии». Усилия творческой группы
фильма оправдались – лента выдержала
испытание временем.

Съемки фильма
Кинокартина режиссёра Александра Столпера, основанная на одноимённой книге Бориса Полевого, настолько захватывает внимание необычным сюжетом, что ее каждый раз смотришь с прежним интересом. Не зря
за участие в фильме многие актёры и оператор-постановщик были
удостоены Сталинской премии.

Картина получилась живой, по-человечески настоящей и правдивой.

К слову, Павел Кадочников, сыгравший летчика-истребителя Алексея Мересьева, оставил в своем дневнике любопытные записи о встрече
с реальным героем повести:

«…Какой же Алексей Петрович? Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Позже я записал в дневник: «Прославленный летчик, Герой Советского Союза, человек, о подвиге которого знает чуть ли не весь мир, застенчив». Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга. Наконец Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего». Я был удивлен, потому что не успел сказать ему и двух слов. «Вас интересует, очевидно, больше всего, как мне удалось преодолеть…» Он сделал паузу,
а я в это время подумал: «Сейчас скажет: «район чёрного леса», а он сказал
«…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю…» «Кому?» — переспросил я.
«А председателю комиссии, разве это не ноги? Разве не тренировка?» —
И звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула.
Так в кинокартине родилась сцена «приёмная комиссия».
Её никто не выдумал, она настоящая».
Вопросы к обсуждению фильма по книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
1
С какими трудностями и опасностями мог встретиться больной
и слабый лётчик в лесу? Чем он мог питаться в лесу?
2
В реальной жизни лётчик Алексей Маресьев был в лесу 18 дней.
Это много или мало?
3
Как вы думаете, какая основная мечта была у лётчика?
4
И вот, Алексей вновь за штурвалом самолёта.
Почему он плачет? Что это за слёзы?
5
Каков же характер у Алексея Маресьева?
6
О каком человеке мы можем сказать, что он «настоящий»?
7
Что мы вкладываем в словосочетание «настоящий человек, друг»?
Авторы
Светлана Мелина
Юлия Семёнова
Лариса Тимофеева

Городской методический центр
Источники
kinopoisk.ru
culture.ru