Путёвка в жизнь

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КИНОДРАМА
1931 год
Киностудия: Межрабпомфильм (ныне — ЦКДЮ имени М. Горького)
Режиссер: Николай Экк
Оператор: Василий Пронин
Сценарий: Александр Столпер, Николай Экк, Регина Янушкевич
Композитор: Яков Столляр
Жанр: драма
Актерский состав
Йыван Кырла
Мустафа «Ферт»
Михаил Джагофаров
Колька «Свист»
Александр Новиков
Васька «Буза»
Николай Баталов
Николай Иванович, организатор коммуны
Михаил Жаров
Фомка Жиган,
главарь шайки
Мария Антропова
Мария Скрябина, детский социальный инспектор
Владимир Весновский
Отец Кольки
Регина Янушкевич
Мать Кольки
О фильме
В основу картины была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента — перевоспитание трудом детей, искалеченных улицей.

Снимая фильм в начале 30-х годов, авторы отодвинули действие на десятилетие. Для режиссера и сценаристов важным оказалось начало «невиданного опыта», которое острее и контрастнее позволяло раскрыть гуманистическую тему «Путевки в жизнь».

«Путевка в жизнь» (1931) стала первым не только звуковым фильмом в отечественном кино, она стала первым советским фильмом о «трудных подростках» 20-х годов. То было племя бездомных беспризорников — племя незнакомое, буйное и анархическое. Тогда господствовала одна педагогическая метода, воспетая «Педагогической поэмой» Антона Макаренко, — воспитание трудом и в коллективе. В «Путевке…» речь шла о тех, кто воспитывался в колонии. Как выяснилось, одного труда и безличного коллектива-воспитателя было недостаточно. Успех и фильма, и «методы» был тесно связан с харизмой, обаянием того, кто стоял во главе воспитательного коллектива. Как и того, кто ему противостоял. Нужен был персонифицированный Учитель — учитель с большой буквы. Таковым явился в фильме начальник колонии товарищ Сергеев.

Трудовая коммуна
Первые дома Болшевской трудовой коммуны ОГПУ № 1
Инициатором создания трудовых коммун для малолетних правонарушителей был председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский. 18 августа 1924 года вышел приказ административно-организационного управления ОГПУ № 185 за подписью зампреда ОГПУ Г. Г. Ягоды, давший путёвку в жизнь уникальному эксперименту по перевоспитанию малолетних правонарушителей. Так началась история Болшевской трудовой коммуны. По её образу и подобию в 1930-х годах создавались такого рода учреждения и в других городах Советского Союза. Организатором и начальником Болшевской трудовой коммуны стал Матвей Самойлович Погребинский, соратник и ближайший помощник Генриха Ягоды. Место выбрали под Москвой, в селе Костино, где размещался совхоз ВЧК, рядом со станцией Болшево.

Для того чтобы пришедшие в коммуну малолетние заключенные встретили уже налаженный распорядок, решили сначала переселить в Болшево часть детской колонии имени Розы Люксембург и дать ребятам обжиться. Первыми новоселами стали 18 беспризорников в возрасте до 16 лет. До прибытия подростков из Бутырской тюрьмы они вели себя по законам улицы. Четыре человека фактически захватили власть в коммуне и управляли остальными, более слабыми. Когда привезли 15 парней из Бутырок, все резко изменилось. Они оказались более организованными и довольно быстро прекратили анархию, взяв под свое покровительство младших беспризорников.

Самоуправление оставалось главным принципом с первого до последнего дня существования коммуны. Начальников как таковых не назначали. Верховным органом было общее собрание, его решения считались законом для каждого коммунара. Собрание решало все вопросы, в том числе и такие, кого наказать или поощрить, кого принять в коммуну, а кого за нарушения отправить обратно в тюрьму.

Процесс перевоспитания в коммуне получил название «перековка». Это было созвучно эпохе индустриализации. Поэтому соответствующее название книги М. Погребинского «Фабрика людей», в которой был обобщен опыт работы Болшевской коммуны, вовсе не имело того зловещего «оруэлловского» смысла, какой стараются сегодня приписать всей советской эпохе. «Перековаться» означало — получить как минимум семиклассное образование, приобрести профессию и начать честно трудиться. Последнее для бывших уголовников было, пожалуй, самым трудным.

«Фабрика людей» — книга об опыте Болшевской трудовой коммуны
Премьера
Фрагменты из воспоминаний Регины Янушкевич о съемках «Путевки в жизнь», которые хранятся в архиве киностудии им. Горького (в Музее кино) в папке «Воспоминания ветеранов студии „Межрабпомфильм“», были написаны примерно в конце 1960-х.
«Путевку в жизнь» мы начали снимать в 1930 году, — вспоминала сценарист Регина Викентьевна Янушкевич. — Премьера состоялась 1 июня 1931 года в московской консерватории, где в те времена находился кинотеатр «Колосс», а позже — в кинотеатре «Художественный». После публичного просмотра Главрепетком и Деткомиссия ВЦИКа запретили демонстрацию фильма. Но этот просмотр наделал много шума, и, по всей видимости, об этом стало известно правительству.

Как-то ночью в кинотеатре «Художественный» был организован повторный просмотр фильма. Прибыли члены ЦК. Рядом со Сталиным усадили режиссера Экка. Я сидела чуть дальше, возле Ворошилова. Сталин сказал, что примет решение о том, что делать [с фильмом], посмотрев всего одну часть. Однако подходили к концу первая, вторая, третья части, но никто из членов правительства не уходил. Все смотрели до самого конца. Еще до этого просмотра мы специально для Главреперткома сделали эпилог фильма, где показывалась будущая коммуна с восхитительными зданиями, мастерскими, железной дорогой и так далее.

После того, как сеанс окончился и едва включили свет, Ворошилов предложил мне:
 — Не лучше ли вырезать этот агитационный финал?

Ворошилов был прав. Мы очень этому обрадовались. А Сталин, как позже рассказывали товарищи, поначалу ничего не сказал, затем поднялся и лишь процедил на ходу:
 — Не понимаю, что здесь нужно запрещать?
И вышел.

Мы, конечно же, были на седьмом небе от счастья. Концовку мы вырезали, показав «нос» Главреперткому, и отправили фильм путешествовать по белу свету. Успехом он пользовался огромным, не только в Москве, но и по всему Союзу».
Сценарий
Фрагменты из воспоминаний Регины Янушкевич
о съемках «Путевки в жизнь».
Мы, творческая троица, долго спорили, какое название дать фильму. Вначале у нас было намерение взять за основу песню «Наш паровоз»:

Наш паровоз, вперед лети,
В коммуне — остановка.
Другого нет у нас пути —
В руках у нас винтовка…

Вместо «в руках у нас винтовка» мы переделали: «коммуна — в жизнь путевка». Ну, а потом слово «коммуна» отпало и осталось «Путевка в жизнь». Итак, мы решили, что наш фильм должен называться «Путевка в жизнь».

По договоренности мы начали писать сценарий о беспризорниках, предполагая, что это будет «культурфильма». Однако фильмы такого типа зачастую бывали нудными. А материала мы собрали более чем достаточно. Хватало и трагичных, и веселых эпизодов. Меня очень волновала проблема родителей и детей, Сашу Столпера интересовало все загадочное, приключенческое, а Николая — мир маленьких преступников.

И тогда мы приняли решение написать сценарий художественного фильма. Первоначально Межрабпом не хотел идти нам навстречу: мол, тема такова, что легко можно отдалиться от нужной линии. Но мы им доказали, что фильм будет глубоко человечным и взбудоражит миллионы.

Благодаря нашей настойчивости сценарий кинофильма «Путевка в жизнь» наконец был принят Межрабпомом и Деткомиссией ЦИК. Режиссер Н. Экк и его помощники А. Столпер и Л. Войтович взялись за подготовку к съемкам. Мы близко познакомились с трудовой колонией, которой руководил коммунист Погребинский, именно его образ и воплотил в роли Сергеева актер Николай Баталов…
Режиссер
«Путевка в жизнь» снималась с помощью «тагефона» — оригинальной системы записи звука, созданной ученым-изобретателем Павлом Тагером. Режиссер Николай Владимирович Ивакин, в духе интернационалистских времен выбравший себе фамилию Экк, был учеником Тагера и Мейерхольда, а всего более — сыном своего ударного времени. В списке рекордов Экка: попытка первого советского фильма по Шекспиру, первый советский цветной, первый украинский цветной, первый безочковый стереоскопический цветной фильм.

Но мир Экк покорил, когда ему было 29 лет: своим первым и самым большим достижением в кино — «Путевкой в жизнь». Этот первый звуковой художественный полнометражный фильм, который открывает список побед Страны Советов на международных кинофестивалях, на экраны Москвы вышел 1 июня 1931 года.

Режиссёр фильма Николай Экк признан лучшим режиссёром по опросу зрителей МКФ в Венеции в 1932 году.


Подбор актёров
Сценарий писали драматург Регина Янушкевич и молодой тогда кинематографист Александр Столпер. Он был также и асси­стентом режиссера.

Оператором фильма был приг­лашен молодой кинематографист, выпускник ВГИКа Василий Про­нин.

В картине лишь две большие роли исполнялись профессио­нальными артистами — Никола­ем Баталовым и Михаилом Жа­ровым. В ролях героев картины — беспризорников — выступали юно­ши и девушки, никогда ра­нее не снимавшиеся в кино. Многие из них не принимали уча­стия даже в самодеятельных спектаклях.

Например, испол­нитель центральной роли Му­стафы Йыван Кырля, сын бедного марийского крестьянина, зверски убитого кулаками. Маль­чиком Йыван уехал из деревни в Казань учиться на рабфаке. Кырля писал стихи на марий­ском языке, выпустил даже не­большой сборник. Вскоре юноша увлекся кинематографом и поступил во ВГИК. Он был приглашен сниматься в картине на одну маленькую роль. Во время съемок режиссер впер­вые увидел Кырлю и тогда же решил попробовать его на роль Мустафы. Проба оказалась на редкость удачной…

На роль Кольки-свиста был приглашен пионер Миша Джагафаров. Это была также его первая роль. Затем он продол­жал работать в кинематографе. В первые дни Великой Отечественной вой­ны Джагафаров ушел на фронт и вскоре погиб. В массовых сценах снимались воспитанники различных трудо­вых колоний. Они были хорошими помощниками, давали ценные советы режиссеру фильма.
Главные герои
Николай Баталов, российский и советский актёр театра и кино, раскрыл зрителю персонаж Н. И. Сергеева, основателя трудовой коммуны. Он был самым опытным и искушённым в мастерстве исполнителем в фильме.

При работе над картиной Николай Баталов познакомился с руководителем детской коммуны Алексеем Червонцевым — «дядей Лешей», как называли его коммунары, и консультировался с ним по разным вопросам. Актер писал: «Наблюдение в течение долгого времени за дядей Лешей, изучение его методов обращения с воспитанниками имело большое влияние на трактовку роли Сергеева».

К сожалению, творческую карьеру Николая Петровича Баталова прервало смертельное заболевание.
Йыван Кырля работал виртуозно, отдаваясь весь роли, — он играл себя, не думая об образе. Все было предельно правдиво и убедительно. Марийский акцент придавал особую остроту его речи, а узкие глаза и обаятельная улыбка делали его таинственно-задорным…

Йыван Кырля имел необыкновенный успех в этой роли, по улице он просто не мог ходить. Низкорослый, коренастый, всегда веселый и модно одетый, он был избалован вниманием публики немедленно.

Администраторы концертных организаций не преминули использовать этот совершенно головокружительный успех. Экк написал ему сцены на тему «Путевка в жизнь», которые он играл в своем костюме беспризорника. Его стали возить по всем городам Советского Союза…
Для Михаила Жарова, который уже давно играл в кино, роль Фомки Жигана принесла широкую известность. Жаров так реалистично и убедительно сыграл Жигана, что некоторые зрители отождествляли актера с сыгранным им персонажем. Михаил Иванович рассказывал, что однажды у него в магазине карманник украл кошелек. Обнаружив пропажу, Жаров поспешил к выходу и случайно услышал разговор двух воров: «Ты что, своих не узнал?!» После этих слов кошелек был возвращен артисту…
Места съемок
Интересные факты
1
Картина начинается обращением к зрителю. Это своеобразное посвящение, написанное белым стихом, читает артист В. И. Качалов.
2
Оператор картины Василий Пронин снял Москву с ее уличной суетой, трамваями, обвешанными гроздьями людей, вокзалами, выбрасывающими толпу за толпой пассажиров. Мы видим и новый быт трудовой Москвы, видим и ночную жизнь в тесных подвалах, где совершаются облавы на беспризорников. Многие кадры настолько достоверны, что приобретают сегодня значение документов.
3
Это первая работа в кино актрисы Рины Зеленой и актёра Георгия Жжёнова.
4
Режиссёр фильма и его сотрудники несколько месяцев прожили в детском воспитательном учреждении, откуда и были взяты исполнители ролей.
5
Старожилы города Дзержинский (Люберецкий район) считают, что фильм рассказывает о трудовой коммуне, находившейся на территории Николо-Угрешского монастыря. На одноколейке Люберцы-Дзержинский есть место, где, по их словам, Жиган убил Мустафу.
6
Люди, живущие неподалеку от г. Дзержинского, говорят, что есть там остановка «Мальчики» — и дескать, названа она в честь тех самых мальчиков, которые в исправительной колонии для беспризорников строили эту дорогу. Такие же, как в фильме «Путевка в жизнь».
7
«Путевка» демонстри­ровалась более чем в шестидесяти странах мира. В Нью-Йорке, например, картина шла в одном из самых больших кинотеатров в течение года.
Постскриптум
Фильм «Путевка в жизнь» больше, чем все другие современные ему фильмы, выдержал проверку временем. Успех фильма обусловлен значительностью общечеловеческой проблемы: вглядеться в лица ребят, чтобы попытаться спроектировать будущее.

«Часто говорят: звуковое кино сменило кино немое. Это не совсем так. Звуковое кино вышло из немого, когда настала необходимость передать на экране сложность человеческого характера»

Семён Фрейлих
Сценарист
Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org