Республика ШКИД

КИНОПОВЕСТЬ О ПЕРЕВОСПИТАНИИ
1966 год
Киностудия: «Ленфильм»
Режиссер: Геннадий Полока
Операторы: Дмитрий Долинин, Александр Чечулин
Сценарий: Л. Пантелеев, Григорий Белых
Жанр: киноповесть
Актерский состав
Виктор Николаевич Сорокин, директор
Элла Андреевна Люмберг
Преподаватель словесности
Преподаватель гимнастики
Григорий Черных
Тоня Маркони
Николай Громоносцев
Автобиографическая повесть
Григорий Белых и Алексей Еремеев (Л. Пантелеев)
В 1926 году два бывших детдомовца Алеша Еремеев и Гриша Белых, принесли в Отдел народного образования рукопись «Республики ШКИД». Первому соавтору (скрывался под псевдонимом Леонид Пантелеев) не было и 18 лет, а второму 20. Рукопись передали в редакцию детской и юношеской литературы Госиздата, где работали Борис Житков, Евгений Шварц, Николай Олейников, Самуил Маршак, и она сразу вышла, и соавторы, что называется, «проснулись знаменитыми».
Они познакомились в Петрограде в Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского (сокращенно «школа-коммуна им. Достоевского», или ШКИД). В своей повести, которая отчасти является автобиографичной, друзья описали и себя. Григорий Белых стал Григорием Черных (Янкель). Алексей Еремеев стал Алексеем Пантелеевым (Ленька). Это прозвище писатель действительно получил в школе-коммуне.


«„Республику ШКИД“, довольно толстую книгу, мы с Гришей Белых написали за два с половиной месяца. Это очень небольшой срок. Правда, книгу писали два автора. Но книга — это не бревно, которое нести легче вдвоем, чем одному. Немало времени уходило у нас на споры и даже на ссоры. А написалась эта книга быстро потому, что нам ничего не надо было выдумывать. Мы просто вспоминали и записывали то, что еще так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены ШКИДы. Одному из нас было восемнадцать, другому девятнадцать лет. Кроме того, в этом возрасте не очень хорошо представляешь себе, что такое литературное мастерство. Писали мы нашу первую книгу не задумываясь, как бог на душу положит».

Л. Пантелеев
Писатель
Сценарий
Фильм был решено выпустить по случаю полувекового юбилея Октябрьской революции и 40-летия написания книги. Изначально сценарий фильма был написан одним из соавторов повести, Алексеем Пантелеевым, который к тому времени стал уже классиком детской литературы, но его сценарий крайне не понравился Госкино. Геннадий Полока, по его собственному свидетельству, к работе над фильмом был привлечён в качестве литературного «доработчика», вместе с Евгением Митько. Они сильно переписали сценарий, в основном изменив только образы персонажей, но сохранили многие цитаты из книги, разбавив их дополнительными словами дворого сленга.


«Должен сказать, что Козинцев сыграл большую роль в появлении „Республики ШКИД“. Меня ведь поначалу пригласили всего лишь работником на сценарий, написанньй Пантелеевым. Я в то время очутился в очень тяжелом положении, жил за счет того, что писал сценарии, но без фамилии. За это мне давали 50% гонорара. Я прочел сценарий — он сводился к истории Мамочки и пионерского движения, поговорил с Пантелеевым и столкнулся с человеком злым, явно ненавидящим книгу. Мы сели с Женей Митько и за две недели написали двухсерийный сценарий. Осталось 3−4 процента от Пантелеева. Что вызвало у него более двухсот замечаний. Но худсовет принял сценарий „на ура“. Наши его читали как беллетристику. И тогда Иванов и Козинцев спросили на худсовете: „Почему Полока только литдоработчик? Он же режиссер по профессии. Пусть снимает“. Так я стал снимать эту картину».

Геннадий Полока
Режиссёр
Кинематографические особенности
Режиссёр Геннадий Полока на съемках
«В "Республике ШКИД", несмотря на широкий экран, я использовал ритмический монтаж — чередование крупности кадра. Сегодня монтаж в таком виде уничтожен, потому что есть возможность следить за экраном. У меня всё наоборот: человек идет, а камера отъезжает, и вдруг мы видим, фигура его маленькая, а пространство — большое. Здесь важнее масштаб. Или, догнав кого-нибудь, камера объезжает его, а он как раз и уходит. Закономерности совсем другие.

В художественном произведении движение есть один из компонентов сцепления. Делая каждый эпизод, я ищу ударное место. Думаю, как решать его через крупный план или очень дальний, медленным подходом или быстрым. Камера стала подвижной, она позволяет ездить куда угодно, въезжая чуть ли не в замочную скважину. Но это не зачеркивает исканий монтажного кинематографа. Открытия возникают тогда, когда вы стоите на позициях огромного опыта».

Геннадий Полока «Уважение к собственным традициям» / Записала Г. Иконникова
«Начал я с так называемого «пластического» кинематографа: с очень небольшим литературным текстом, романтикой сильных характеров, воспеванием человеческой воли к жизни. Меня тогда это очень волновало — мощные характеры и почти детская любовь. Не столько масштабность изображения, как у Эйзенштейна, сколько чаплинская сентиментальность.

Аттракцион от эпизода отличается тем, что находится аттракционная идея в буквальном смысле слова, истоки которой идут от циркового номера. Если слова убрать — через аттракцион все равно понятно содержание, действие. Это не отменяет слова, просто, работая над фильмом, вы должны довести выразительность до такой крайности, когда эпизод воспринимается и без текста. Как на арене клоун: хотя он и говорит, даже иностранцу все понятно через его действия».

Геннадий Полока об устройстве фильма
Чеховский персонаж
«В Викниксоре Юрского, в человеке, носящем чеховское пенсне, заключается ответ на те неизбывные вопросы, которые высекают создатели фильма из взрывчатого своего материала. В сущности, тема фильма — не буза, в которой выявляются талантливые натуры вчерашних беспризорников. Тема фильма — чеховский герой, человек XIX века, интеллигент и гуманист, попавший в обстановку содома и гоморры. В этой обстановке он становится так же нелеп, как и его воспитанники. Они поют — под „зубарики“ — песню о том, что у кошки четыре ноги, а он — под рояль — „Гаудеамус“ по-латыни, „рыцарский“ романс Кукольника „Клянусь я сердцем и мечом“; состязание старомодной, беззащитной культуры с юной, простодушной и безжалостной наивностью принимает характер взаимной мистификации, точно так же, как торжественные мелодии старинных гимнов фантастически стыкуются с рыдающей интонацией приютских песен».

Лев Аннинский о «Республике ШКИД»

Виктор Николаевич
Сорока-Росинский
Прототип Викниксора.
Педагог, который смог в малолетних преступниках зародить желание учиться, раскрыть свои таланты и стать полноценными гражданами. Большинство из его воспитанников смогло найти свое место в жизни и честно зарабатывать на жизнь.

«Для Юрского успех в роли Викниксора был неожиданностью. Когда на премьере в домах кино — в Москве, в Ленинграде — зал встретил его, стоя, рёвом, он на меня оглянулся удивлённо»

Геннадий Полока
Режиссёр
Актёры

«В ролях подростков снималось буквально три-четыре человека, в той или иной степени владеющих профессией. Во-первых, Сандро Товстоногов. Затем, Витя Перевалов, Володя Колесников, Толя Подшивалов — Толя занимался в существовавшей тогда при БДТ студии. А остальные…»

Геннадий Полока
Режиссёр
География республики ШКИД
Настоящая «Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского» (ШКИД) располагалась в 20-х годах прошлого века в здании на Старо-Петергофском проспекте в Санкт-Петербурге.

Фильм также был снят в Петербурге. Дом, перевоплотившийся в ШКИД — это факультет иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена (набережная реки Мойки, 48, корпус 14/Гороховая улица, 18). Некоторые уличные сцены запечатлели набережную Обводного канала и набережную канала Грибоедова.

Здание школы в фильме

Судьба фильма
Съемки проходили в павильонах «Ленфильма». Картина должна была стать большой, двухсерийной, но судьба этого фильма сложилась совсем по-другому. Почти сразу худсовет потребовал вырезать массу эпизодов и сцен. Вырезанные фрагменты немедленно уничтожались, так что, когда одна западная кинокомпания захотела купить фильм целиком, она не смогла этого сделать. Но и после сокращений еще год картину не хотели выпускать на экраны. Ее называли энциклопедией школьных хулиганов и требовали запретить. Спас фильм случай. На свой страх и риск его показали на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино, где присутствовало большое количество именитых деятелей киноискусства. И только после этого «Республика ШКИД» нашла, наконец, свой путь к зрителю.

Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники