Станционный смотритель

ЭКРАНИЗАЦИЯ КЛАССИКИ
1972 год
Киностудия: Мосфильм
Режиссер и сценарист: Сергей Соловьёв
Оператор: Леонид Калашников
Композитор: Исаак Шварц
Жанр: драма
Актерский состав
Николай
Пастухов
Самсон Вырин
Марианна
Кушнерова
Дуня, дочь Вырина
Никита
Михалков
Минский, гусар
Геннадий
Шумский
Иван Петрович Белкин, рассказчик
О сюжете
В основе картины — повесть из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Перед зрителем разворачивается подлинная драма маленького человека — судьба лишает станционного смотрителя единственной дочери, ради которой он живет. Атмосферу пушкинского мира передает неповторимая игра актеров. Николай Пастухов исполнил одну из самых ярких своих работ: сложно представить кого-то иного в образе Самсона Вырина. Фильм снят в 1972 году, но остается интересным и для нынешнего поколения зрителей.

Иллюстрация М. В. Добужинского к повести «Станционный смотритель»
Пушкин выстраивает повесть «Станционный смотритель» на развитии двух судеб и характеров — отца и дочери.
Трогательная история о святости родительской любви и обманутых надеждах: юная Дуняша вопреки воле отца уезжает из дома с молодым повесой. Жизнь старика разрушена, да и дочь, ослушавшаяся родителя, несчастна…

Повесть «Станционный смотритель» занимает центральное место в цикле «Повестей Белкина». Александр Пушкин изначально связывал повествование о судьбах станционного смотрителя Самсона Вырина и его дочери Дуни с философским смыслом всего цикла. Старик-смотритель не вынес горечи после побега дочери, унижений, потери смысла жизни и ощущения неминуемой беды — спился и умер.

Его блудная дочь, напротив, превратилась в благополучно устроенную по жизни «прекрасную барыню» — но не успела разделить свое счастье с отцом. В «Станционном смотрителе» Пушкин заявил одну из главных тем в русской литературе XIX века — тему «маленького человека», задавленного обстоятельствами, но обладающего сострадательной и чуткой душой, чувствующего чужую боль и несчастье.
Иллюстрация М. В. Добужинского к повести «Станционный смотритель»
В повести «Станционный смотритель» — униженный и печальный герой, финал — в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери — с другой. Повесть отличает особенный характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла — и в то же время горе простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.

Новый тип героя и конфликта повлек за собой иную систему повествования, фигуру рассказчика — титулярного советника А. Г. Н. Он рассказывает историю, услышанную от других, от самого Вырина и от «рыжего и кривого» мальчика. Увоз Дуни Выриной гусаром — завязка драмы, за которой следует цепь событий. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя — на могилу за околицей. Смотритель не в силах повлиять на ход событий, но прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды.
Режиссер
Ученик Михаила Ромма и Александра Столпера, Соловьев дебютировал в кино в 19 лет сценарием документальной ленты «Взгляните на лицо» (Ленинградская студия кинохроники). Тогда же фильм был премирован золотой медалью Лейпцигского кинофестиваля (1963). С этого времени С. Соловьев ведет счет своим профессиональным работам в кино. В 1968 году он с отличием окончил ВГИК дипломным спектаклем по пьесе Ю. О’Нила «Луна для пасынков судьбы». Дополнительными дипломными работами режиссера на экране стали короткометражные фильмы по рассказам А. П. Чехова «От нечего делать» и «Предложение» в альманахе «Семейное счастье» (1970).
Кинодраматург (автор более 20 пьес и сценариев), один из крупнейших российских режиссеров современности, кинорежиссер высшей категории, Сергей Соловьев пришел на «Мосфильм» в 1968 году, а спустя 35 лет закончил здесь свою 14-ю полнометражную картину («О любви»).
Первая полнометражная картина Сергея Соловьева — экранизация пьесы А. М. Горького «Егор Булычев и другие» с Михаилом Ульяновым в главной роли вышла в 1971 году. Дебют режиссера на телевизионном экране состоялся год спустя фильмом «Станционный смотритель» по повести А. С. Пушкина (с Никитой Михалковым в главной роли). Фильм получил Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов — При-Италия «За выдающиеся художественные достоинства» (1972) и главный приз «Евровидения» — «Приз Пасхального Воскресенья» (1972).

Сценарии для своих картин Сергей Соловьев пишет самостоятельно (иногда в соавторстве), по-новому прочитывая даже классические литературные первоисточники. Экранизациями были все первые работы Соловьева: дипломные короткометражки по А. П. Чехову «От нечего делать» и «Предложение», полнометражный дебют по А. М. Горькому «Егор Булычев и другие», телевизионная картина «Станционный смотритель».

«Я за тех людей, с которыми прожил свою жизнь. Все, что лично меня связывало с ними, мне очень дорого»

Сергей Соловьев
Режиссер
Музыка в фильме
В фильме звучат три романса на стихи Александра Пушкина в исполнении Валентина Ермакова:
«Я ехал к Вам»
«Не спрашивай, зачем»
«Дорожные жалобы»

Также К фильму «Станционный смотритель» Исаак Шварц и Булат Окуджава вместе написали «Песенку Минского». А исполнил ее Никита Михалков: «Красотки томный взор не повредит здоровью. Мы бредим с юных лет: любовь, любви, любовью». Уже отсняли фильм, смонтировали, как вдруг приказ сверху: вырезать из картины «Песенку Минского»! Что такое? Оказывается, Окуджаву исключили из партии. Песню выкинули. Зато ее тема осталась звучать в картине. Ее-то и услышал легендарный режиссер Акира Куросава, когда просматривал советские фильмы. И пригласил Шварца на работу в картину «Дерсу Узала».

«Песенка Минского», не вошедшая в фильм
География повести и экранизации
На съемочной площадке фильма «Станционный смотритель» — Никита Михалков, внизу у колеса — режиссер Сергей Соловьев, на облучке пролетки — Николай Пастухов
Фамилия станционного смотрителя созвучна станции Выра, мимо которой неоднократно проезжал Пушкин. В 19-м веке станция Выру была третьей по счету от Петербурга почтовой станцией. Эту почтовую станцию Пушкин проезжал неоднократно: через Выру проходил Белорусско-Киевский грат в южные и западные губернии России. Тема дороги проходит через все творчество поэта: в странствиях по России он провел многие годы своей жизни. Через Выру Пушкин проезжал весной 1820 года по дороге в Бессарабию, к месту своей ссылки.
В феврале 1837 года эту почтовую станцию миновали сани, что везли тело Пушкина в Святогорский монастырь. . .
К счастью сохранились сама Почтовая станция, а «Дом станционного смотрителя» — первый музей литературного героя Пушкина в России, созданный в 1972 году. На полосатом верстовом столбе у здания станции отметка: «От Caнкт-Петербурга — 69. до Пскова — 239». Рядом восстановлена часовня в честь любимых святых всех лошадников и ямщиков — Козьмы и Дамиана (Кузьма и Демьян).

Главные ворота почтовой станции Выра
У съемок фильма же очень широкая география. Одна из сцен — сцена приезда Самсона Вырина в Петербург к дочери — была снята в усадьбе Мураново, которая сейчас стала музеем. Поэтому комнаты Главного дома и многие предметы, участвовавшие в съемках, можно увидеть и сегодня.

Интерьер усадьбы Мураново
Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org

https://www.usadboved.ru/muranovo