Усатый нянь

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ФИЛЬМ
1977 год
Киностудия имени М. Горького
Режиссер: Владимир Грамматиков
Оператор: Лев Рагозин
Сценарий: Андрей Вейцлер, Александр Мишарин
Композитор: Алексей Рыбников
Жанр: музыкальная комедия
Актерский состав
Сергей Проханов
Кеша Четвергов
Валентин Брылеев
Член комиссии по трудным подросткам
Сергей Бачурский
Друг Кеши «Пончик»
Клавдия Козлёнкова
Дворничиха Мария Степановна
Людмила Шагалова
Марина Борисовна, директор детского сада
Елизавета Уварова
Арина Родионовна
Краткая история
Режиссер Грамматиков стал снимать фильм благодаря случаю – первоначально предполагалось, что картину будет снимать Евгений Фридман, но что-то не складывалось у него еще на уровне проб. Затраты были небольшие, а фильм завис. Фридман к тому же должен был уезжать в Америку и ему было не до детских кинопостановок. Тогда и пригласили Грамматикова, так как картина была уже в плане, сценарий готов, съемочная группа собрана.

Но с приходом нового режиссера, что совершенно естественно и логично, произошли как изменения в первоначальном сценарии, так и творческая группа пополнилась новыми членами взамен покинувших ее.
А композитор Рыбников написал еще несколько песен…

Афиша фильма «Усатый нянь»
Режиссёр
На выпускника ВГИКа Владимира Грамматикова обратила внимание Татьяна Лиознова и предложила ему сценарий, с которым сама не знала, что делать…

Грамматиков с радостью принял предложение, тем более, что авторами были Андрей Вейцлер и Александр Мишарин, которые написали сценарий для знаменитого «Зеркала» Андрея Тарковского. Однако при прочтении радость сменилась недоумением: два таких мощных автора — какой Кеша? Какой детский сад? Что это?.. Грамматиков расстроился, так как ожидал совсем другой истории, но решил все-таки снять фильм о бесшабашном детсадовском воспитателе…

Режиссёру фильма Владимиру Грамматикову предстояло справиться с непростой задачей: снимать в кино не один десяток малышей. Коллеги отговаривали начинающего режиссёра, но тот решил не отступать. Это был его шанс показать себя.
О фильме
«Усатый нянь» — первая полнометражная картина Владимира Грамматикова. И сразу такой успех!

Когда в 1979 году фильм вышел на экраны, он стал лидером проката, его по­смотрели 47 миллионов зрителей. И это только за год. Это было настоящее семейное кино, люди приходили на просмотр по 2−3 раза.

Фильм «Усатый нянь» нельзя поставить в один ряд с классическими лентами советского периода кинематографии. Но определенную лепту всё-таки внес. Взять хотя бы такой нюанс — дети любят и верят тем воспитателям, которые проявляют творчество. Недаром ведь за Сергеем Прохановым после выпуска на экраны в мае 1978 года дети бегали гурьбой. Его узнавали, радовались встрече. И даже молоденькие девушки признавались в любви. И хотя актер снялся потом еще в 46 кинолентах, 20 лет отдал игре на сцене театра, но эта роль была первой и запомнилась на всю жизнь.

Фотография со съемок фильма
Актёрский состав
Сергей Проханов
Сыграл главного героя никому на тот момент неизвестный, начинающий актёр Сергей Проханов. Он спас режиссера Владимира Грамматикова, который никак не мог найти исполнителя на эту роль. Поскольку основные герои фильма дети, нужен был такой человек, которому бы они поверили. В таком направлении и проводились пробы. Никто до Проханова не смог найти с детьми общий язык — одни актеры с проб сбегали сами, другим вежливо показывали на двери. А Сергей о себе смело заявил, пришел и сказал: «Вам нужен Кеша? Им буду я. Больше искать актеров не нужно». Режиссер сначала не очень поверил самонадеянному парню, но, когда увидел лучистые глаза детей, глядящих на Проханова, понял — тот актер, который необходим!

Конечно, съемки целой группы малышей-дошколят не могли проходить гладко и спокойно. Детвора резвилась, порой переходя все границы и доводя киношников чуть ли не до обморока. Утихомирить их мог только Проханов: он обещал отдать в конце дня свои усы тому ребенку, который будет себя вести сегодня лучше всех. И дети старались ради такого приза!

И каждый вечер, держа слово, «усатый нянь» отклеивал бутафорские усы и торжественно вручал их победителю. Собственные усы, кстати, у него появились только к концу съемок.
Как Проханова хотели в армию забрать
Закон един для всех, воинскую обязанность должен исполнять каждый советский гражданин — таковы были незыблемые постулаты. Никто не собирался делать исключение для артиста, снимающегося в фильме, поэтому и съемки чуть было не сорвались, когда Проханов получил повестку в армию. Почти как в «Усатом няне»: его даже подстричь успели, оставалось только проводы с детьми устроить… Расстроенный Грамматиков, мысленно поставил крест на картине, отснятой наполовину. Но спасли родственные связи жены Проханова Татьяны. Дело в том, что у нее были очень влиятельные дедушки: маршал Георгий Жуков и маршал Александр Василевский. Сергея Проханова «отмазали» от службы в Вооруженных силах СССР и дали спокойно закончить фильм.
Елизавета Уварова
«Самая заслуженная нянечка из всех существующих на Земле» … «Если б ты знал, сколько выдающихся людей она воспитала!»
Елизавета Уварова 1900 года рождения. Прекрасно сыграла няню Арину Родионовну, которая помогла главному герою Кеше найти себя и определиться в жизни. Актриса Елизавета Уварова до 1950 года преподавала в ЛГИТМиК. Умерла в 1977 году 24 августа, в этом фильме она сыграла свою последнюю роль.
Людмила Шагалова
Директора детсада № 21 сыграла заслуженная актриса РСФСР — Людмила Шагалова. До этого артистка сыграла одну из главных ролей в картине «Женитьба Бальзаминова», что помогло ей прославиться.
Интересные факты
У Кеши Четвергова был прототип, с которого списали многие черты. Его звали Борис Верзуб, и он стал первым в Москве воспитателем детского сада мужского пола. Он с юности хотел работать с детьми, но, когда пришел поступать в педучилище — ему отказали со словами, что на дошкольное воспитание берут только девушек. Молодой человек пошёл прямо в Министерство образования. Там сильно удивились, но сдавать экзамены разрешили. Случилась эта история как раз в 1977 году, когда шла работа над «Усатым нянем». О том, что Кеша Четвергов — это отчасти он, Верзуб узнал много лет спустя, когда познакомился с Сергеем Прохановым.
На роль Кеши пробовали примерно двести молодых актёров. Пробы проводил не столько режиссёр, сколько 16 уже отобранных для съёмок детей. Претендентов на роль просто запускали в комнату с детьми, которые устраивали бои подушками. Почти все выходили в ужасе… Кроме Сергея Проханова, который с порога заявил: «Больше героя не ищите — я пришёл!» И из комнаты не вышел вообще. Через какое-то время обеспокоенный Грамматиков бросился смотреть, что случилось и почему стоит такая тишина. Все будущие артисты во главе с Прохановым лежали на полу и играли в молчаливых рыбок. Актёра моментально утвердили.
В фильме были заняты дети от 4 до 5 лет. По КЗоТу детей такого возраста нельзя было снимать более четырех часов в день, но это сильно затягивало съемки. Грамматиков пошел на эксперимент — нашел 18 пар близнецов, чтобы продлить съемки до восьми часов в день. Затея провалилась, так как на экране было заметно, что дети все-таки разные и вели они себя по-разному. От этого кастинга в фильме осталась только пара девочек — Наташа и Таня. Кстати, никто из снимавшихся в фильме детей свою жизнь с кино не связал.
Места съемок
В фильме нам показывают уютные кривые переулочки Ивановской горки. Пожалуй, это самый «кинематографический» район столицы — там полностью сохранился дореволюционный антураж.


В «Усатом няне» несколько раз появляются красивые ракурсы Хохловского переулка. Перед нами предстают перекрёсток Хохлов­ского и Малого Ивановского, стена Ивановского монастыря, храм Святителя Николая Чудотворца в Подкопаево, замыкает перспективу высотка на Котельнической набережной. Многослойный красивый московский вид.
В одном из кадров видим палаты Украинцева (Хохловский пер., 7). Эта интересная усадьба 1665 г. построена «глаголем» — в форме буквы «Г» для разделения дома на мужскую и женскую половины. Емельян Украинцев был дипломатом, дьяком Посольского приказа, служил царице Софье и Петру I. Петром I ему было дано сумасшедшее по тем временам жалованье. В грамоте значилось, что не в пример людям такого чина этот человек имеет заслуги перед Россией — он поучаствовал в заключении перемирия с Польшей, объединении Киевской и Москов­ской церквей.


Съёмки проходят в усадьбе, в которой действительно с ­1920-х до ­1990-х гг. располагался детский садик (Большой Трёхсвятительский пер., 1-3, стр. 1). Особняк интересный, с богатой историей. Им владела Мария Фёдоровна Морозова, мать знаменитого Саввы Морозова. Частыми гостями были братья Третьяковы, Чехов, Шаляпин, Тимирязев, Васнецовы и др. Морозовы бывший зимний сад перестроили в художественную мастерскую и в 1889 г. подарили её Исааку Левитану, где художник работал 11 лет. Вокруг – красивый сад, который до сих пор в народе известен как Морозовский. После революции там располагался штаб левых эсеров, которые 6 июля 1918 г. начали самое известное восстание против советской власти. Сам председатель ВЧК Дзержинский пытался вести переговоры, но восставшие забаррикадировались в здании на три дня. Пришлось выбивать артиллерией, усадьба изрядно пострадала. После ремонта её отдали под детский сад, который мы и видим в «Усатом няне».
Постскриптум
«Когда смотришь фильм сегодня, замечаешь — вот она главная предтеча „Ералаша“, — делится своими впечатлениями автор публикации, размещенной в интернете. — Сюжет, музыка, настрой, смысл, постановка — фильм кажется эдакой полнометражной серией упомянутого выше телевизионного киножурнала. Конечно, кто-то из современных зрителей, посмотрев сей фильм, усмехнется и скажет, что мозговой уровень картины находится где-то на уровне „Колобка“ или иной детской сказки…
Хочу заметить, что „Усатый нянь“ не претендует на звание шедевра, но благодаря отличному актеру Сергею Проханову, классной простенькой, отличной идее о взрослении человека и легкому, увлекательному просмотру картина просто по-человечески радует».
Отрывок из интервью с Владимиром Грамматиковым

Фотография со съемок фильма
Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org