Я шагаю по Москве

ЛИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ О ЛУЧШЕМ ГОРОДЕ ЗЕМЛИ
1964 год
Киностудия: Мосфильм
Режиссер: Георгий Данелия
Оператор: Вадим Юсов
Сценарий: Геннадий Шпаликов
Композитор: Андрей Петров
Жанр: лирическая комедия
Актерский состав
Коля, рабочий-метростроевец
Володя Ермаков, начинающий писатель
Саша Шаталов, молодожён и призывник
Алёна, продавщица грампластинок
«Дальше придумаем»
Идея снять этот замечательный фильм целиком принадлежит сценаристу Геннадию Шпаликову. Это он пришел однажды домой к режиссеру Георгию Данелии, который после фильма «Сережа» стоял на распутье и не знал, что снимать дальше, и предложил сделать лирическую историю.

«Мне позвонил Геннадий Шпаликов, поэт, писатель, тогда самый молодой сценарист Советского Союза. И сказал, что у него есть прекрасный сценарий. Пришел и рассказал: вот идет дождь, шагает девушка босиком. А ее нагнал велосипедист, у него в руках зонтик. И вот так они движутся по улице. А дальше? Ну, а дальше, говорит, придумаем чего-нибудь. Вот так мы и начали к этому придумывать», — вспоминает режиссер Георгий Данелия.

Ф. Раззаков. Главы из книги «Наше любимое кино. Интриги за кадром.»


«Сейчас мне понятно, что этот фильм о моей любви к Москве. Я москвич, я здесь провел детство, юность, зрелость. Здесь прошла моя жизнь»

Георгий Данелия
Режиссёр
Операторская работа
«Оператор Юсов, которого зритель знает по "Иванову детству", снял Москву свободно, подвижно и очень выразительно. Москва на экране и хороша и похожа на себя. А это случается далеко не всегда. Вдобавок увидели в ней много интересного. Каждый кадр картины радует веселой изобретательностью режиссера и оператора.

Есть художники, которым творчество дается большой кровью. Человечество с благодарностью хранит имена многих великих страстотерпцев искусства. Я не называю этих имен, потому что не хочу никаких аналогий.

А есть художники, которые творят, как птица поет, — потому что утро, потому что погода хорошая. Картина "Я шагаю по Москве" снята вот так. Снята, как песнь о молодости. Снята настоящими художниками, хорошими кинематографистами, людьми с отличным вкусом».

М. Ромм, 1982

Кинокамера «Родина», использовавшаяся во время съёмок фильма «Я шагаю по Москве». Экспонат музея «Мосфильма»

«Я помню, когда картину просматривали специальные люди, они спросили: „А вы что — сняли это с вертолета? А кто вам разрешил?“ Нет, отвечаем, не с вертолета. А были люди, которые просматривали картины, потому что некоторые учреждения, которые могли оказаться в поле зрения камеры, нежелательно было расшифровывать»

Вадим Юсов
Оператор
Новые звёзды
«Весь май и июнь 63-го шли поиски натуры в Москве и пробы актеров на главные роли. Последними занимались многоопытный второй режиссер Маргарита Чернова и ее ассистент Лика Авербах. Перед их очами длинной вереницей прошла не одна сотня молодых актеров и актрис, претендовавших на роли четырех главных героев: Володи, Коли, Саши и Алены. Быстрее всех нашли Колю — Никиту Михалкова (тем летом он станет студентом театрального училища имени Щукина). Шпаликов дружил с Андреем Михалковым-Кончаловским, и тот сосватал своего младшего брата в картину. Потом нашли Сашу — тоже студента одного из театральных вузов. Но с ним в итоге поступили не самым красивым образом. Он уже был практически утвержден, и для последующих съемок его попросили постричься наголо. Что он и сделал. А на следующий день парню сообщили, что вместо него нашли более подходящую кандидатуру — студента той же «Щуки» Евгения Стеблова. Как вспоминает сам Данелия, когда он позвонил горе-претенденту по телефону домой и сообщил о своем решении, тот в течение нескольких минут изрыгал из себя все известные ему проклятия. Причем по жизни парень заикался, а тут вдруг его речь стала складной и без единой запинки.

На роль Алены была утверждена Наталья Селезнева. Тогда она еще не снялась в роли Лиды в «Операции «Ы» (это случится через год), и широкому зрителю она была известна только по двум второстепенным ролям в фильмах «Алеша Птицын вырабатывает характер» (там ей было 6 лет) и «Аленка». Роль у Данелии могла ее прославить. Но, увы… В первых числах июля худсовет объединения ее забраковал, порекомендовав режиссеру взять другую актрису. И тот пригласил Галину Польских, которая проходила пробы в числе других претендентов.

На роль молодого сибирского писателя Володи был утвержден актер столичного театра имени Пушкина Алексей Локтев. Однако и с ним ситуация не выглядела гладкой. Съемки эпизодов с актерами начались 17 июля (снимали эпизод, где Саша звонит из магазина на Ленинском проспекте своей невесте и произносит знаменитую фразу: «Ты меня любишь? Да — да или да — нет?»), а уже на следующий день на студию пришла депеша из театра Пушкина, что «актер Локтев по причине занятости в гастролях сниматься не может». Тогда вызвали другого исполнителя — Станислава Любшина. 18 июля с ним была проведена кинопроба, но она Данелию не совсем удовлетворила. И тогда было решено отстаивать кандидатуру Локтева и ждать его приезда с гастролей. А пока снимались эпизоды без его участия».

Ф. Раззаков. Главы из книги «Наше любимое кино. Интриги за кадром.»
Воспоминания о съемках
«Это один из первых, а, может быть, даже первый фильм — настроение. Это импресьон, фильм — настроение. Этим объясняется его же участь. То, что в нем нет никакого уж такого занимательного сюжета, в нем нет никакой социальной линии. Поэтому в нем есть весна, любовь и вечность, связанная с любовью».
Евгений Стеблов
«Значит, существует некоторая закономерность в психологии любого руководителя и нашей с вами психологии. Вот, все развалено, потом мы начинаем работать и все налаживаем. И все должно быть хорошо. Картина попала на тот период, когда все должно быть хорошо».
Вадим Юсов
«Что касается Басова, этой роли у нас в сценарии не было. И когда нас очередной раз спросили, о чем картина, мы обозлились. И решили, что пусть какой-нибудь идиот с экрана объяснит: какая это картина и о чем».
Георгий Данелия
«Ну, проблема Кольки была самая большая, поскольку это главная роль, и он связующий. Мы много ребят просмотрели, но все время было что-то не то. А потом Шпаликов говорит, а, может быть, мы посмотрим Никиту?»
Георгий Данелия
«У нас никакого опыта не было, все рождалось из воздуха. Хохотали, смеялись, придумывали всякие истории, умирали от смеха, когда работал Быков, — продолжает Михалков. — Потому что невозможно было смотреть, когда он играл этого идиота в милиции. У нас была чисто импровизация».
Никита Михалков
«Для меня эта картина была как сон золотой. Мы ее спели, как песню. Ни труда я не чувствовал, ни тяжести. Мы приходили, шутили и потом уходили — оказалось, что съемочный день закончился. То есть, как спелась эта картина, так она и получилась».
Никита Михалков
Музыка
Фильм запомнился замечательной музыкой композитора Андрея Петрова. Это была его первая работа в кино. Нужна была песня, а текста всё не было. Данелия нервничал и подгонял Геннадия Шпаликова, который всё тянул со словами. Они пришли внезапно, когда уже начинали снимать сцену на эскалаторе, и замечательный оператор Вадим Юсов, не расставил свет и камеру. Так, практически сразу была написана песня «А я иду, шагаю по Москве». Худсовет одобрил песню, но потребовал внести поправки в последние строки «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…», заявив, что никаких «не знаю где» в советской песне быть не может, мало ли, вдруг герой песни собирается на этой самой лодке рвануть в Израиль или США… И тогда Шпаликову пришлось заменить строчку на «пока не знаю с кем». Песня стала знаковой и определила светлую и праздничную стилистику картины.

Образ Москвы
Текст москвоведа Татьяны Воронцовой
Полный текст статьи можно прочитать здесь

«Я шагаю по Москве» — прекрасная ода позднехрущевской Москве. Столица в фильме одновременно и уютная, и динамичная, и лиричная, и старомодная, и современная. Общей тенденцией для кино 1950-х-60 годов было стремление показать городские пейзажи. Поэтому и развитие сюжета фильма проходит на фоне красивой живой декорации — Москвы. Картину открывает эффектная панорамам, вид с высотки на Котельнической набережной на центр города с Кремлем, Москвой-рекой и строящейся гостиницей «Россия». С высоты птичьего полета нам предлагают взглянуть на Плющиху, Бородинский мост, кусочек района Драгомилово перед Киевским вокзалом. Когда камера поворачивает в другую строну, виден и сам Киевский вокзал с подъездными путями.
Самая неожиданная картинка для нас, сегодняшних, — это проезжая Красная площадь, которую мы видим в фильме. Сегодня уже мало кто помнит, что главная площадь страны была активной городской магистралью со скоростным движением. Там была нанесена дорожная разметка, ездил общественный транспорт и автомобили. Но со временем количество машин увеличивалось, из-за чего износ площади становился всё больше. Одновременно возрастал статус Красной площади как главной достопримечательности Москвы. Поэтому в 1950−60 годы общественный транспорт оттуда начали выводить, а потом Красную площадь окончательно перекрыли для автомобильного транспорта. Комплекс Красной площади со всеми постройками — Кремлевская стена и Исторический музей, Собор Василия Блаженного и ГУМ — получил охранный статус ЮНЕСКО.
Гость из Сибири Володя хочет найти в Москве Строительный переулок. Сразу проясним ситуацию: это кинофальсификация. В Москве переулка с таким названием никогда не было — были улица Строителей и Строительный проезд. Тем не менее, москвичи рекомендуют сибиряку выйти на станции «Кировской» (ныне это станция метро «Чистые пруды») и обозначают дальнейший маршрут. Герои Локтева и Михалкова оказываются на Чистопрудном бульваре, где Володю кусает собака. И Коля зовет его к себе в гости, чтобы зашить порванные штаны.

Перед зрителем в кадре предстают Чистые пруды, любимые москвичами того времени автоматы с газированной водой, куда бросали 1, 2 и 3 копейки, чтобы выпить газировку, обычную или с сиропом. Ну, а за Строительный переулок, который ищет Володя, кинематографисты выдают переулок Кривоарбатский. На то, чтобы пройти пешком с Чистопрудного бульвара в Кривоарбатский переулок, надо потратить час.
К Коле в гости заходит друг — призывник Саша Шаталов (Евгений Стеблов) и просит сходить с ним в военкомат, чтобы попросить отсрочку от армии, потому что он женится.

Позже герои оказываются в центре Москвы в поисках свадебного костюма. Благодаря фильму мы можем увидеть устройство знаменитого ГУМа в 1960-е годы. Кстати, на самом деле долгое время ГУМ не был только лишь магазином, там размещались самые разные конторы и даже коммуналки.
Ну, и конечно, в фильме нам показывают Парк Горького — главное место проведения культурного досуга у москвичей. В кадре предстают и колоннада центрального входа, и ландышевые аллеи, и стеклянные кафе, и Зеленый театр, который пользовался большой популярностью. Идёт концерт, конкурсы всевозможные проходят. Для конца 1950-х-начала 1960 — это обычное явление. В кадр попадает дискотека, через неё пробегают главные герои. Танцпол в Парке Горького считался главным местом московских стиляг.
Авторы
Светлана Мелина

Тимофеева Лариса

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
www.culture.ru

ru.wikipedia.org

Аргументы и факты