Завтра была война

ДРАМАТИЧЕСКАЯ КИНОПОВЕСТЬ
1987 год
Киностудия: Киностудия им. М. Горького
Режиссер: Юрий Кара
Операторы: Вадим Семёновых
Сценарий: Борис Васильев
Жанр: кинодрама
Актерский состав
Ирина Чериченко
Искра Полякова
Наталья Негода
Зина Коваленко
Юлия Тархова
Вика Люберецкая
Родион Овчинников
Жора Ландыс
Сергей Никоненко
Николай Григорьевич Ромахин, директор школы
Нина Русланова
товарищ Полякова,
мать Искры
Вера Алентова
Валендра (Валентина Андроновна), завуч
Владимир Заманский
Леонид Сергеевич Люберецкий, отец Вики
О фильме
1987 год. Выпускник ВГИКа Юрий Кара берется за съемки дипломного фильма. Выбор падает на повесть Бориса Васильева «Завтра была война». Минимальный бюджет, отсутствие декораций, опыта. Никто не верит, что Кара справится с поставленной задачей. К тому же снимает он втайне от Васильева. Разрешения на съемки тот не давал. Удивительно, но первый блин не вышел комом…
Сюжет фильма происходит в начале сороковых. Герои фильма — обычные советские старшеклассники. Они учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. Но не всегда «правильность», внушаемая учителями, совпадает с внутренними убеждениями юных душ — им сложно смириться с тем, что их родные и любимые люди оказываются вдруг «врагами народа».

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ
режиссер
«Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам»
Пьеса
Борис Львович Васильев принадлежит к поколению, которому суждено было повзрослеть на войне. Он ушёл на фронт учеником девятого класса,. Первыми его серьезными опытами в литературе стали несколько пьес, прошедших почти не замеченными, потом были киносценарии, работа на телевидении. Настоящая литературная известность к Борису Васильеву пришла после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…». Проза писателя несет на себе отпечатки его ранних драматургических опытов и органично может быть перенесена в сценарий или пьесу. Инсценировку одной из его известнейших повестей «Завтра была война» написала для Саратовского театра юного зрителя актриса театра Елена Краснова, воплотив его на сцене вместе с Викторией Самохиной.
О повести «Завтра была война» Борис Львович сказал, что он написал ее о своих одноклассниках. О тех ребятах 1922−24 годов рождения, горячо откликнувшихся на призыв защищать свою Родину от гитлеровских захватчиков. Они были молоды и отчаянны и первыми бросались под вражеские танки. По статистике, их в живых осталось только 3%…

Борис Васильев

«Я работал по десять часов в день, писал быстро, и повесть стекала с кончика пера почти без помарок. Я знал, что она получилась, потому что проверил ее на моих друзьях. И редакция „Юности“ ревела взахлеб, и всех все устраивало, и… И ее набрали, но в свет она так и не вышла. Ее не пропустил Идеологический отдел ЦК, и журнал вышел с опозданием на месяц без этой повести»
Борис Васильев
Писатель и сценарист

«Завтра была война» — одно из самых интересных и пронзительных по своей силе произведений Бориса Васильева о войне. Уникальность повести в том, что её герои — школьники из 9 «Б» класса, ещё не знающие о том, что завтра их жизни перечеркнёт война. Они переживают свою первую любовь, превозмогают первое горе и потери, вступление во взрослую жизнь, тревожатся друг за друга, ссорятся и хулиганят. Наступающая завтра для героев война для читателя была уже вчера — на этом фоне особенно остро ощущается ценность «сегодня». Б. Васильев заставляет задуматься о важности каждой человеческой жизни, каждого движения души и каждого нашего решения.

Борис Васильев
«Завтра была война»
Пьеса
Издательство «Советский писатель», 1986
Первый режиссёрский опыт
Из воспоминаний режиссёра Юрия Кары
Когда я вспоминаю Бориса Львовича Васильева, перед глазами возникает его светлая, добрая, чистая улыбка. Я уверен, что создать таких цельных, чистых, героических персонажей Борис Львович никогда не смог бы, если бы сам не был именно таким: простым, но в то же время великим Человеком…

Познакомился я с творчеством Бориса Львовича сначала по его фильмам «Офицеры» и «А зори здесь тихие». Они буквально потрясли меня своей пронзительностью и высочайшим искусством. Поэтому, когда я прочел в журнале «Юность» его повесть «Завтра была война», то сразу же загорелся идеей ее экранизации. Тогда я был еще только студентом ВГИКа и поделился своим замыслом со своим Мастером, Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Но я понимал, что экранизировать эту повесть в 1985 году, когда тема сталинских репрессий продолжала оставаться под запретом, было невозможно. Я попросил совета у Сергея Аполлинариевича. К моему удивлению, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственных премий, Герой Соцтруда ответил: «Хочешь снимать эту повесть — снимай прямо и честно, как написано у Васильева!»

Получив такое благословение Мастера, я, никому еще не известный студент ВГИКа, узнал номер телефона Бориса Львовича, набрался смелости и позвонил ему с просьбой разрешить экранизировать его повесть. Борис Львович сказал, что к нему уже обращался с той же просьбой Владимир Грамматиков, но тому, известному кинорежиссеру, уже успели отказать в Госкино в экранизации повести на «абсолютно непроходную тему» в самой категоричной форме. Поэтому Борис Львович отнесся к моей просьбе довольно скептически, но работу над фильмом разрешил… Денег на фильм практически не было, поэтому мы с художником и оператором собирали костюмы и реквизит по знакомым, а в качестве школьников 9-го «Б» бесплатно снимали товарищей-студентов… Но тут вмешался злой рок: вскоре Мастера не стало, и я лишился его поддержки.

На выделенные мне на диплом деньги я решил снять не очень дорогие актерские сцены. И хотя дирекция студии Горького тщательно следила за тем, чтобы я снял только положенные мне по закону и бюджету 2 части (около 20 минут экранного времени), мне удалось снять и смонтировать 7 частей… Затем был устроен закрытый просмотр в Госкино СССР, и после этого в кабинете главного редактора Армена Николаевича Медведева состоялось заседание с участием 12 редакторов. Я сидел, обычный студент, вжавшись в кресло, и слушал, как 12 опытных госкиношных специалистов мордовали мой фильм и иезуитски находили самые разные причины, чтобы «достойно» объяснить, почему его нельзя выпускать в прокат. Я уже совсем сник, но последнее слово было за А. Н. Медведевым, который неожиданно для всех сказал: «А я считаю, что фильм очень хороший, и его обязательно нужно выпустить!» Это был шок не только для меня, но и для всех присутствующих. Потом в одном из интервью А. Н. Медведев признался, что незадолго до смерти С. А. Герасимов позвонил ему, рассказал о моем фильме и попросил помочь мне, «если что-то будет не так». Так Мастер с небес помог ученику. Но фильм надо было еще доснять, а для этого нужно было согласие автора повести. Поэтому на следующий просмотр был приглашен Борис Львович, который пришел с Родионом Нахапетовым, тоже пожелавшим экранизировать эту же повесть.

С кинолентой «Завтра была война» я побывал в 48 странах мира. В детстве мечтал быть капитаном дальнего плавания и, когда меня не взяли в мореходку из-за зрения, рыдал! Но с этим фильмом я объездил гораздо больше стран, чем увидел бы, будучи капитаном. Интерес во всем мире к «Завтра была война» потрясал.
Юные герои
Ирина Чериченко (Искра Полякова)
После выхода картины на экран Чериченко проснулась знаменитой. Буквально через три года после премьеры ленты «Завтра была война» отечественное искусство пришло в упадок в связи с радикальными переменами в стране. Работы у кинематографистов никакой не было, и Чериченко стала заниматься делами далёкими от актёрской профессии — она довольно продолжительное время была специалистом по продажам в крупной иностранной компании. Сейчас Ирина Чериченко вернулась в кино — актриса много снимается в телевизионных сериала

Наталья Негода (Зина)
Роль десятиклассницы Зины — это дебютная работа обаятельной Негоды в полнометражном кино. После фильма «Завтра была война» режиссёр Василий Пичул пригласил актрису на главную роль в свою картину «Маленькая Вера». Кстати, с Василием Наталья познакомилась во время работы в дипломном проекте Кары. Сама артистка вспоминала, что повесть Васильева произвела на неё неизгладимое впечатление, и когда ей предложили сняться в экранизации произведения, она согласилась без каких-либо раздумий. В начале 90-х годов актриса уехала в Америку. За океаном она вышла замуж за русского экономиста, который жил в Лос-Анджелесе. Наталья Негода снялась в нескольких голливудских фильмах. Позже актриса вернулась на Родину. Сейчас она живёт в Москве.
Юлия Тархова (Вика Люберецкая)
Актриса Тархова окончила ВГИК в 1985 году. Она училась в мастерской Сергея Бондарчука. В картине Кары она сыграла роль мягкой, немного застенчивой и интеллигентной девушки, которая мечтает о личном счастье. 90-е ворвались в жизнь начинающей артистки и не принесли ничего кроме пустоты и разочарования. Работы в кино не было, Юлия играла в нескольких театрах. В настоящее время она снимается в сериалах. В основном, Тархова играет роли второго плана.
Радий Овчинников (Жора Ландыс)
Овчинников посвятил свою жизнь театру. После роли Жоры Ландыса он сосредоточился на дополнительном образовании и профессии театрального режиссёра. В 1993 году он окончил Высшие режиссёрские курсы (мастерская Ролана Быкова), а в 1995 году он получил ещё философско-богословское образование. С 1996 года Овчинников преподаёт в Театральном институте имени Бориса Щукина. Радий Юрьевич поставил несколько спектаклей, которые имели большой зрительский успех. В кино он практически не снимается.
Сергей Столяров (Артём Шефер)
Исполнитель роли Артёма Шефера, артист Столяров в 80-х и начале 90-х служил в Театре Советской Армии. В большом кино после картины «Завтра была война» он больше не снимался — Сергей посвятил свою жизнь телевидению. Самым знаменитым его детищем является популярная в свое время телепередача «Детский час». Также он в начале 90-х работал режиссёром программы «Взгляд». В 2000 году Сергей Кириллович стал генеральным продюсером детского образовательного канала.
Владислав Демченко (Остапчук)
Владислав Вольдемарович после успешного кинодебюта много работал в различных театрах. В 90-х он начал заниматься продюсерской деятельностью — вместе с антрепризными спектаклями, которые были поставлены под его руководством, Демченко объездил всю Европу. Кроме того, он является организатором нескольких известных международных театральных фестивалей. В фильмографии артиста около 40 работ — в наши дни он время от времени появляется на киноэкране. На данный момент он служит в Московском Драматическом театре имени Рубена Симонова, который два года назад стал частью Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
Геннадий Фролов (Стамескин)
Роль Стамескина была для Геннадия Фролова не первой работой в игровом кино — дебютировал он на большом экране ещё в 1980 году в ленте Сергея Герасимова «Юность Петра». Спустя три года после премьеры фильма «Завтра была война» Фролов работал на съёмках очередной картины, когда с ним случилась большая беда — он очень серьёзно заболел. Сначала врачи сказали, что Геннадий подхватил воспаление лёгких, однако в реальности всё оказалось намного хуже — это был менингит. Борьба с болезнью была непродолжительной — вскоре артист ушёл из жизни. Завести семью он не успел. Коллеги и друзья вспоминают его как прекрасного лирического артиста и доброго и порядочного человека.
Места съемок
Москва в фильме играет роль провинциального городка. Тем не менее нам показывают самый центр столицы — окрестности Пушкинской площади, Сретенской горы, Патриарших прудов.
Интересные факты
№1

Фильм посвящен советскому кинорежиссёру, сценаристу, актёру кино, драматургу и педагогу Сергею Аполлинариевичу Герасимову.
№ 2

Бюджет фильма составлял всего 50 тысяч рублей. Актёры снимались бесплатно.
№3

По повести Бориса Васильева, написанной в 1972 году и запрещенной цензурой до Перестройки, были поставлены также спектакли, телеспектакль и радиопостановка. Характерно, что образы матери Искры и Валендры в них сильно отличаются от фильма. Акценты фильма смещены в отношении первоисточника: основное внимание уделяется сталинским репрессиям, а о судьбе разбитого войной поколения сказано только в эпилоге.
ЮРИЙ КАРА
"ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА"
12+
Авторы
Светлана Мелина

Лариса Тимофеева

Евгения Нечаева

Городской методический центр
Источники
livelib.ru

www.culture.ru

ru.wikipedia.org

https://aif.ru/culture/movie